?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Нам присуще вспоминать, осмысливать и оценивать деятельность наших героев, ту историю, которую мы унаследовали от них. Но почти всегда на второй план оттеснялись женщины, стоявшие рядом с этими героями и сыгравшие довольно существенную роль в ходе истории. Сегодня, исследуя дела и документы, переданные нам на хранение, мы обнаруживаем имена, которые, приходя, дополняют и делают целостным сложившийся в течение веков образ армянки с принятой ею на себя ролью и делами. С этой точки зрения замечательны женщины семьи Мелик-Степанян.

Аристократическое происхождение, европейское образование, природные способности и материальные возможности. В начале ХХ века эти женщины сумели преодолеть свойственные армянке комплексы и привычки, осознать серьезность проблем, грозящих их роду, селу, стране, не остались равнодушными, не жалея себя, нашли смысл жизни в деле сохранения нации.

Они жили в смутные времена: всеобщее бедственное положение, резня, революция, родовая вражда на земле, на которой и был убит Андреас Мелик-Степанян – отец Смбат Бека.

Андреас был начальником нотариальной конторы Елизаветпольской губернии. Возвращаясь из Гориса, у села Халадж, на участке, называемом Асар, он был убит ружейным выстрелом. Печальная весть об убийстве достигла Арачадзора и Аган Бека Мелик-Степаняна – племянника (сына брата) Андреаса. И сегодня односельчане вспоминают и рассказывают эту, услышанную от своих старших, грустную историю. Когда жена Андреаса  Абиайат получила эту ужасную весть, взволнованная, босиком, рвя на себе волосы, каменистыми тропами через колючки и тернии, потеряв чувствительность к физической боли, добралась до участка Асар и, увидев тело мужа, сразу пришла в себя, собрала силы, и с этого момента во всем заменила мужа.

Суровой женщиной была Абиайат – мать Смбат Бека. «Абиайат» в переводе с фарси означает «влага жизни» и, как утверждают арачадзорцы, имя ее полностью характеризовало и делало целостным образ этой женщины: суровая, но добродушная, и не было бы преувеличением сказать, - животворящая, поскольку очень многих вырвала она из когтей голода и бедствий.

Родилась в 1851 г. в сисианском селе Брнакот, была тетей (сестрой матери) выдающегося армянского историка Никогайоса Адонца. От природы смелая и строгая женщина, после смерти мужа она стала вдвойне сильнее  и требовательней и в несовершеннолетних детях вызывала достойную восхищения любовь к человеку, родной земле и воде. Не отказывалась и от своих бекских прав и обязанностей. Рассказывают даже, что Смбат Бек обращался к матери:

- Хватит, мать, больше с крестьян оброк не бери!

Мать отвечала:

- Хочешь разрушить дом бага (бека), хотите чтобы я отреклась от своего мужа?

Для Абиайат уже было трудно отказаться от ставших привычными прав, но и сегодня пожилые люди села утверждают, что налогоплательщики, по совету Смбат Бека, очень легко избегали уплаты налогов. Для этого всего-то и надо было обойти дорогу, проходящую мимо дома Бека.

Ни один обряд в селе – будь то рождение, крещение, свадьба, Абиайат не пропускала, одаривала крестьян самыми дорогими подарками.

Смбат Бек писал портрет своей матери, на котором она и была запечатлена такой – строгой, смелой, консервативной.

Преданная традициям старины, мать узаконила венчание сына Смбата в церкви. Избранницей Смбат Бека стала дочь татевского священника Ивана Тер-Акопяна Сара – единственная сестра семи братьев. На свадьбе, от сельской церкви Сурб Степанос Нехавка до дома Мелик-Степанянов – более 100 м – под ноги новобрачных расстелили ковры и цветы. Смбат Бек сопровождал Сару в дом по этим коврам. В том был свой особый смысл: для прочности, здоровья, плодовитости новосозданной семьи использовалась также и сила языческих верований, которые были выражены в коврах.

Сара родилась в 1892 г. в Татеве, по окончании местной школы учебу продолжила в Баку. Согласно достоверным источникам, работала со Степаном Шаумяном, содействовала его революционной деятельности в подпольных издательствах.

В 1925 г. у Смбат Бека и Сары родился первенец – Ваик. Жизнь Сары была коротка: она стала жертвой длительной неизлечимой болезни, оставив сиротой 6-месячного сына. Малыша нужно было выходить, нянчить. Смбат по совету матери женится на миловидной односельчанке Кинье, которая, заменив Сару, стала нянчить ребенка и полюбила его горячей материнской любовью.

У Смбата и Киньи родились и свои дети. Но жить им выпало в тяжелые времена. Мелик-Степанян стал жертвой политических репрессий, а семья его оказалась в бедственном положении. Не ирония ли судьбы: помогавшие до этого всем нуждающимся, они теперь и сами оказались в нужде. Несовершеннолетние дети Бека и его жена в полной мере ощутили на себе тотальную вражду. Чтобы спастись от голода, они переезжают в село, обращаются за вступлением в колхоз, куда с большим трудом, но были приняты. А председатель колхоза на слезы Киньи отвечал: «То, что дышишь советским воздухом, и этого тебе много».

Все положительные человеческие качества унаследовала от своих родителей дочь Белла. Работала в системе народного образования, всегда оказывая помощь и содействие начинающим. Скромная приветливая женщина продолжает жить традициями отчего дома. И сегодня она, как священную реликвию, бережет-хранит рукоделие тети (сестры отца) Варсеник – память своего славного рода.

Варсеник… Сестра Смбат Бека оставила о себе добрую память и жила во имя добра и любви. Ее образ и сегодня ярок в воспоминаниях односельчан, и каждый раз, вспоминая, они скорбят и глубоко вздыхают о ее короткой земной жизни.

Родилась в 1883 г. в Арачадзоре, училась в приходской школе, самообразованием овладела русским и французским языками. Вышла замуж за врача Геворгбекяна - уроженца горисского села Караундж, уехала в Петербург. Совместная супружеская жизнь не заладилась. Развелись церковным порядком. Говорят, что некто, отвергнутый Варсеник, полный злобой, магическими манипуляциями с веревкой и кровью зарезанного для свадьбы вола связал-расстроил счастье этой  пары. Верить или нет?..

Учебу продолжила в Петербургском университете, была ученицей Никогайоса Адонца. Изучала арменоведение и армянскую историю. Наделенная разнообразными талантами, она рисует, по собственным эскизам создает орнаменты на металле, прекрасно рукодельничает и бегло играет на рояле.

В воспоминаниях нашего соотечественника, крупного ученого-химика Амаяка Мелик-Агамиряна, читаем: «Достойной почтения, честной, преданной, человеколюбивой женщиной была Варсеник, настолько бегло и красиво играла на рояле, что сладкие звуки музыки захватывали меня и делали окружающее нереальным».

Одаренная, жаждущая знаний девушка была окружена всеми материальными благами, и казалось бы, о чем еще могла мечтать Варсеник? Но ее не удовлетворяла такая безбедная и обеспеченная жизнь, и она посвятила себя родному краю. Оставив учебу, состоятельную жизнь, Петербург, Варсеник возвращается в родное село, взваливает на себя сельские проблемы. Невольно вспоминаются слова Л. Н. Толстого: «Спокойствие – душевная подлость».

На личные средства она открывает в селе школу для ликвидации неграмотности женщин, приобретает учебники для школ подрайона, пополняет школьные библиотеки, помогает учителям, бедным, старикам.

Варсеник была сдержанной и скромной, и это стало для нее образом мыслей и образом жизни. «Беспутная жизнь меня не прельщает, когда вижу вокруг себя голодных и беженцев, я не позволяю себе расточительства», - слова Варсеник.

Варсеник занималась изучением историографического наследия Степаноса Орбеляна, но дело осталось неисполненным – армянство переживало тяжелые времена: резня, беженцы, бедственное положение, сироты, эпидемии. Она была одной из первых, кто откликнулся на призыв католикоса Геворка V-го «помочь горемыкам нации» и, отодвинув учебу на второй план, она возвращается в Ереван.

 Работает в лечебнице для армянских сирот в качестве сестры милосердия. Лечить в условиях голода и лишений, ухаживать за зараженными тифом и жить с ними, означает - приговорить саму себя. На настоятельные просьбы матери вернуться домой, не подвергаться опасности, Варсеник отвечает: «Мать, как родительница, ты права, но и я хотела бы, чтобы ты меня поняла и не упрекала. По-моему в эти дни каждая армянская женщина должна выполнить миссию помощи несчастным соотечественникам, и что бы ни случилось со мной, я не могу остаться в стороне от той миссии, что зовется человеколюбием».

Происходит неизбежное: Варсеник заражается тифом, прервавшим ее жизнь. Ее последним больным стал юноша – беженец из Вана, которому Варсеник и оставила свои сбережения.

Из Еревана до Евлаха тело Варсеник везли поездом, а односельчане, в знак испытываемой по отношению к ней глубокой любви и уважения, не передали ее тело в катафалк, а, сменяя друг друга, на плечах, в течение нескольких дней покрыв большое расстояние, доставили в Арачадзор.  Брат - Смбат Бек, на сельской высоте Хачин Хут построил часовню и там, в бетонном саркофаге со стеклянной крышкой, предал покою забальзамированное тело Варсеник. Под стеклом было видно лицо Варсеник с угасшей на нем улыбкой. Тело сестры Смбат Бек бальзамировал сам.

Рассказывают, что Смбат Бек начинал день с посещения любимой сестры, с подношения к ее могиле свежих цветов. Каждый божий день он поднимался на Хачин Хут, открывал дверь часовни и по нескольку раз безответно повторял: «Доброе утро, Варсеник!»

В 37-ом нашлись варвары, проявившие нетерпимость даже по отношению к мертвым. Разрушили  склеп сестры «дашнака-националиста», «врага народа». С девичьей шеи сорвали золотую цепь и крест.


Арачадзор. Часовня, построенная на могиле Варсеник – сестры Смбат Бека

Изменились времена: в благоприятных политических условиях мы возвращаемся, изучаем, оцениваем людей, в действительности живших героической жизнью, но одновременно с этим видим их могилы в неутешительном состоянии. Сегодня этот своеобразный мавзолей Варсеник,  имеющий ценность историко-культурного памятника, вместо того, чтобы быть местом поклонения, продолжает оставаться жертвой безразличия и осквернения.

Вечную тревогу, труды, борьбу, лишения, - видимо, все это и выбрала Варсеник путеводной звездой своей жизни.

Асмик Петросян, научный сотрудник Капанского геологического музея

Перевод - Пандухт

По теме - Время Смбата Мелик-Степаняна

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
khustup
Mar. 26th, 2010 09:01 am (UTC)
Опять, спасибо огромное!
gost_474_90
Mar. 26th, 2010 09:12 am (UTC)
слушай, ну когда же ты сайт свой сделаешь и все это повесишь там?
спасибо!
pandukht
Mar. 26th, 2010 10:33 am (UTC)
Почитал я твои рекомендации и понял...
что ничего не понял...
hayk
Mar. 26th, 2010 01:05 pm (UTC)
Купите домен и хостинг. Wordpress я вам поставлю. Могу и хостинг дать при желании.
pandukht
Mar. 26th, 2010 01:56 pm (UTC)
Все-таки для начала хотелось бы понять преимущества собственного сайта перед живым журналом.
hayk
Mar. 26th, 2010 02:29 pm (UTC)
Ну а какие например преимущества у частного дома перед квартирой?
В принципе можно просто купить домен (кстати, и pandukht.ru, и pandukht.am свободны) и прикрутить к нему ЖЖ - будет почти тоже самое что и Wordpress, но не совсем.
pandukht
Mar. 26th, 2010 02:37 pm (UTC)
В том-то и дело, что в отличие от частного дома, информация среди жителей многоквартирного дома расходится быстрее и масштабнее. Разве не так?

Для примера, насколько в Voskanapat-е сильные авторы, статистика "прочтений" статей уступает моему журналу в разы. Значит все не так-то просто.
hayk
Mar. 26th, 2010 02:49 pm (UTC)
Не совсем так. При правильной организации информация будет быстро расходиться и среди жителей многоквартирного дома, и среди жителей частного сектора. Записи в Wordpress можно кросспостить в ЖЖ автоматом.

Тут дело опять же в неверной организации процесса и в лени (ну или нехватке времени) людей. Сделайте трансляцию RSS с Voskanapat.info в ЖЖ - количество прочтений увеличится. Сделайте правильные урлы для новостей - и возможно попадете в Google News. Используйте мета-теги description и keywords - увеличится заход с поисковиков.
P.S. И ссылку на баннер вверху надо исправить.
pandukht
Mar. 26th, 2010 05:05 pm (UTC)
Понял только первые два предложения. Дальше - темный лес.
hayk
Mar. 26th, 2010 05:11 pm (UTC)
> Записи в Wordpress можно кросспостить в ЖЖ автоматом.
Это значит что когда вы бедет постить запись в совем блоге на Wordpress он (пост) автоматом будет поститься в ваш ЖЖ.

> Тут дело опять же...
Ну вы спросили почему, я попытался ответить.

> P.S. И ссылку на баннер вверху надо исправить.
На сайте Voskanapat.info справа вверху должен быть баннер на times.am, но на times.am этой картинки уже нет.
sigaretka7
Mar. 26th, 2010 09:40 am (UTC)
было очень интересно все это узнать, спасибо!
iza1976
Mar. 26th, 2010 10:18 am (UTC)
Спасибо. Надо то-то делать..
13lad
Mar. 26th, 2010 10:22 am (UTC)
Какие удивительные люди. Какая сила духа...
pandukht
Mar. 26th, 2010 10:35 am (UTC)
В Сюнике гонения на национальных деятелей были особенно жестокими, учитывая длительное сопротивление советизации.
aidatiflis7
Mar. 27th, 2010 02:15 pm (UTC)
Спасибо! Это не просто интересная информация, а повод о многом задуматься. История любого народа, это и история многих семей, которые уже и есть часть этой истории. И хотя женские имена не так часто звучат, их роль всегда была очень высока. Имена таких удивительных личностей, как Варсеник, надо культивировать, потому что именно они и есть те ориентиры, которые так нужны людям.
(Anonymous)
Mar. 22nd, 2011 09:32 am (UTC)
Взлом соц-сети "Вконтакте" - теперь это не просто мечта..
( 16 comments — Leave a comment )

Profile

pandukht
pandukht

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow