pandukht (pandukht) wrote,
pandukht
pandukht

Каково быть турком

ani4

Турки поражают своим прагматизмом. На рекламном ролике "Велкам ту туркей" главная "звезда" — мозаика "Кристос Пантократорос" со внутренней поверхности купола Св. Софии. У русских это называется "Спас Вседержитель". Шедевр константинопольской школы мозаистов постиконоборческой эпохи. Еще немного этого богатства есть в Италии: там Рожжер, король из норманской династии, будучи православным монархом (собственно, Сицилия была до XV века православной), вызвал к себе бригаду константинопольских мастеров, и те, работая в плотном сотрудничестве с приглашенными мусульманскими архитекторами из шиитского тогда Египта, возвели и украсили чудо-базилику Монреале — малоизвестное, нераспиаренное творение, спрятанное в горах недалеко от легендарного селения Корлеоне. Там уцелело всё: над мавританскими колоннами с арабскими надписями, оставленными египтянами (надписи, кстати, прославляют Иисуса и его мать), возносится колоссальная картина мира с ангелами, Страшным судом, Рождеством и т. д., несколько миллионов кусков стекла тысячи оттенков, адский труд, хотя и сделанный за деньги и для чужестранцев! Сложно представить, что было когда-то в самом Константинополе! Турки, впрочем, не стали сбивать мозаики с купола Св. Софии, так как это был бы слишком трудоемкий процесс. Они просто закрыли мозаику замазкой. Другим постройкам повезло меньше. Они или снесены, как собор Апостолов (на его месте построен пошлый торт под названием Фатих), или мозаики с них были полностью сбиты.

Купол Софии пропускает столько света, потому что он покоится на световом барабане — лежит на круговой колоннаде. На самом деле, изначально барабан был сплошной, как в римском Пантеоне. При землетрясениях барабан трескался, и купол обрушивался, так как сплошной барабан непластичен и много весит. Один из императоров пригласил для восстановления купола архитектора из Армении по имени Трдат. Тот, в традициях сейсмоопасной страны, соорудил барабан из множества арок, уменьшив вес верхней части собора многократно, да еще дав собору естественное освещение: так строили в Армении всегда. Купол с тех пор больше не обваливался, поплыло, правда, спустя 400 лет, после очередных толчков, само здание с фундаментом, но этот вопрос решил Синан-паша, еще один армянин, сделав гигантские кирпичные подпорки и выстроив два дополнительных минарета, своей тяжестью придавивших собор к земле.

В турецком ролике мелькнул и построенный упомянутым Трдатом так называемый Сурб Ерордутюн — кафедральный собор города Ани, армянской столицы, теперь представляющей собой поле руин недалеко от границы с Арменией, размерами с Рим эпохи поздней империи. Купол собора, покинутого прихожанами в XII веке, обвалился таки в XVI-ом.

Потом в этом ролике показали Немрут-даг — погребальный комплекс, так называемый хийеротесийон одного из армянских правителей древности, затем — дворец Долмабахче, построенный придворным архитектором Никогосом-эфенди Бальяном (угадайте, как говорится, национальность архитектора), потом — мечеть Джума в Эдирне, которую построил вышеупомянутый Синан, потом — библиотеку в Эфесе, вернее, восстановленную колоннаду этой греческой библиотеки и, в конце, в качестве вишенки на торте, уже после пальм и сисястых наташ, разваливших мясо в шезлонгах — монтаж, когда крутящийся на одном месте долбоеб, якобы, суфий, (всех суфиев, как известно, извел Ататюрк, а крутятся там танцоры-педерасты), в общем, этот поц вращается на потолочной мозаике с изображением "Кристос Пантократорос". Этакая небольшая победа добра над злом. Непонятен, конечно, тот человек, что пустил данное изделие зверей на русские экраны. Но больше непонятно другое: как быть турком, если при этом ты каким-то образом интеллектуал?

Как быть греком или армянином — более-менее понятно, Да, жалко, да, столицы, да, мозаики, да, статуи, в общем, все это с легкостью перевешивает гордость за собственные великие достижения.

Но каково быть турком, если ты понимаешь (основная звероподобная масса этого, конечно, не понимает): ты относишься к народу, который не создал ровным счетом ничего?

Амирам Григоров

Tags: Армения, Армянское культурное наследие, Греция, Турция, без комментариев
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments