?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Армянский Тифлис. Расцвет, величие и падение


Сказать, что положение с армянскими культурно-историческими памятниками в Тбилиси удручающее, значит, не сказать ничего. Хуже дела обстоят, возможно, только на территориях Западной Армении - современной Турции, где в рекламно-пропагандистских целях была отреставрирована церковь Сурб Хач на острове Ахтамар, тогда как все остальное - уничтожено или медленно уничтожается, и Азербайджана, где вначале были объявлены «албанскими», а затем стерты с лица земли практически все свидетельства армянского присутствия.

Между тем, до 20-ых годов прошлого века, Тифлис являлся одним из крупнейших центров армянской политической жизни, культуры и искусства, о чем свидетельствуют многочисленные исторические материалы. В этой части работы мы представим на суд читателя исторический обзор Армянского Тифлиса, его взлетов и падений, а также расскажем о малоизвестных и нелицеприятных фактах из истории армяно-грузинских отношений.

Одно необходимое добавление: в этой главе мы сознательно не касались вопроса армянских церквей. Частично он рассматривался нами в предыдущих главах, будет рассматриваться и в последующих.

 

Армяне живут в Тбилиси с незапамятных времен. Первоначально небольшая армянская община располагалась у подножия крепости Нарикала возле минеральных источников и занималась производством войлока. Начало бурной деятельности армянского элемента в грузинской столице приходится еще на эпоху раннего средневековья. Вначале это было обусловлено первыми проявлениями упадка Анийского царства, жители которого устремились в Тифлис, где оседали в районе нынешнего Авлабара. Расцвет грузинского царства в XI-XIII веках в период царствования Давида Строителя (1089-1125) и, особенно, царицы Тамары (1184-1207), дал колоссальный стимул к развитию города. Большое число армян устремилось в Тифлис после разрушения Ани в 1239 году. Как писал Г. Майсурадзе, «этот процесс приобрел широкий характер сначала в XI, потом в XV вв., когда завоеватели-кочевники почти полностью заняли жизненное пространство в Армении». С увеличением числа переселенцев расширялись районы их поселения — основным кварталом с преимущественно армянским населением стал Сололак, расположенный под одноименной горой. Грузинские правители поощряли переселение армян: это способствовало развитию ремесел и торговли, что, в свою очередь,содействовало укреплению экономического благосостояния Тифлиса. Плодотворная деятельность армянских купцов и ремесленников часто выходила за узкоспецифические рамки и приобретала государственное значение: в средневековой Грузии они играли большую роль в хозяйственной жизни страны и находились под покровительством грузинского царя. Капиталисты из армян были известны уже в период самостоятельного существования грузинского царства: Мдиван Манучар при Ираклии II, Ванели Геурк и Артем Богданов при Георгии XII выдавали ссуды именитым аристократам под залог земельной собственности. Разорение Тифлиса Ага-Магомет-ханом хотя и привело к определенному уменьшению численности армянского населения, но с присоединением Грузии и других областей Закавказья к России, последовавшие за этим миграции армян в Грузию на рубеже XVIII-XIX веков создали специфическую картину этнического состава населения города, в котором преобладающим являлось армянское население. Это тенденция сохранялась до середины 20-х годов прошлого века.

Г. В. Вейденбаум в своем «Путеводителе по Кавказу» утверждает, что «в этнографическом смысле Тифлис есть, и был с отдаленных времен городом армянским. Грузины жили в нем только по служебным обязанностям: это были военачальники и придворные чины, жившие каждый со своим обширным штатом, дворяне различных степеней, домашняя прислуга и крестьяне, занимавшиеся обработкой садов своих господ. Они были только временными и случайными обывателями города. Главная оседлость их находилась в родовых вотчинах. Собственно же горожане или так называемые «мокалаки», то есть ремесленники всякого рода и торговцы были армяне, которые в общей цифре тифлисского населения всегда составляли большинство. Грузины никогда не имели склонности к городской жизни и связанными с нею занятиями».

Посетивший Тифлис в 1672 году во время своего путешествия по Кавказу француз Жан Шарден отмечает, что из 20 тысяч жителей города 14 с половиной тысяч – армяне. Французский путешественник Жозеф Турнефор, оказавшийся в Тифлисе в 1701 году, пишет: «Жителей в Тифлисе приблизительно считается 20 тысяч, из них 14 тысяч армян (т. е. около 75%), 3 тысячи мусульман, 2 тысячи грузин и 500 римских католиков. Последние также состоят из армян, перешедших в католичество и находящихся в сильной вражде с армяно-григорианами. Аббат Иосиф Делапорт, побывавший в Тифлисе в 1768 году, так описывает национальный состав города: «Есть армяне, греки, евреи, турки, персияне, татары, русские и другие, но армян больше всех».

Такая же картина отмечалась с наступлением XIX века - в 1800 году армяне занимали первое место по численности - до 20 тысяч душ или практически три четверти всего населения города.

А вот данные из «Путеводителя по Кавказу» М. Владыкина: «Почти невероятно, но вместе с тем достоверно, что в 1803 г. в Тифлисе считалось до 2700 домов, - только 18 домов принадлежало грузинам, остальные же принадлежали армянам; таким образом, столица составляла тогда вполне собственность армянскую».

По сведениям востоковеда, академика Российской Академии наук Генриха-Юлия Клапрота, «в Тифлисе насчитывается, не считая русских чиновников и гарнизона, 18 тысяч жителей, из коих половина армяне. Тифлис, как и вся Грузия, прежде был очень беден. Но армянская промышленность, значительные денежные средства из России и всегда оживленная торговля с татарами и персиянами подняли его благосостояние».

Согласно переписи, произведенной духовенством в 1821 году, в Тифлисе оказалось дымов: грузинских и русских - 417, армянских – 2951.

По данным официальной переписи 1864 года в Тифлисе числилось 47,4% армян, 24,76% грузин, 20,47% русских. «Цифры населения по народностям, — пишут Д. Бакрадзе и И. Бердзенов, — дают, между прочим, следующий вывод: число армян превышает все другие национальности, отдельно взятые».

По однодневной переписи, произведенной 25 марта 1876 года, население города разделялось следующим образом: «армян - 40,7%, грузин - 23,6%, русских - 21,24%, прочих народностей (немцев, персиян, татар, греков, евреев) - 14,46%». Характерно от­метить, что соотношение числа населения столицы по национальностям в последующие годы вновь начинает изменяться в пользу армян. По данным первой всероссийской переписи населения 1897 года, в Тифлисе проживало 50 тысяч армян. А уже к 1905 году их стало 120 тысяч.

По данным городского статистического бюро за 1910 год «преобладающую часть населения составляли армяне — 40,9%, затем шли русские — 22%, грузины (картвельцы) — 17,7% и прочие национальности — 19,4%».

Главным занятием проживавших в Грузии армян было предпринимательство, в котором они всегда преуспевали. Торгово-промышленный класс, представленный в основном купцами и ремесленниками, был в целом армянским поприщем, занимавшим почти безраздельное привилегированное положение в Грузии. В социальном отношении он соответствовал так называемому третьему сословию. «Армяне, живущие в Грузии, очень деятельны и предприимчивы. Не только вся торговля края, но и все хозяйственные промыслы, хлебопашество, скотоводство, шелководство, огородничество, садоводство и почти все ремесла находятся в их руках», - такие выводы делает русская писательница Вера Желиховская.

«Торговля тифлисская находится исключительно в руках армян», - свидетельствуют русские писатели Зубов и Муравьев. Советник Российского посольства Александр Негри в дневниках 1816-1817 гг., делясь впечатлениями о столице Грузии, пишет: «Число его [Тифлиса - Pandukht] жителей свыше 20 тысяч. Из двух тысяч находящихся в нем домов едва лишь 150 или 200 грузинских: все остальные принадлежат армянам. Наиболее крупные торговые операции совершают армяне - только среди них и встречаются наиболее зажиточные».

Подробную картину этого явления отражает Ш. Чхетия: «Торговый и ростовщический капитал к началу XIX века в Грузии был сосредоточен главным образом в руках армян. Последние взяли в столице в свои владения почти всю частную собственность и торговлю. Подобное положение имело место и в дальнейшем. В 1860 году в Тифлисе числилось около 3 тысяч лавок и торговых заведений - большинство из них содержалось армянами. Так, из 17 караван-сараев 14 принадлежало им (Бехбутянц, Арцруни, Ананянц, Херодинянц, Корхмазянц, Шиоянц, Шадинянц, Мовсесянц, Саркисянц, Варданянц, Халатянц, Гамамшянц и др.). Армянам же принадлежало большинство гостиниц, винных складов, духанов. Приблизительно две трети торгово-промышленного класса составляли армяне».

«Армяне занимали доминирующее положение не только в численном, но и в социальном отношении, как по своему значению, так и по разнообразию, - это уже свидетельства Д. Бакрадзе и И.Бердзенова. – В Тифлисе они почти исключительно образовали особое городское сословие — нечто вроде почетных граждан под названием мокалаков, что буквально значит «горожанин». Вели они свое начало от тех промышленных и торговых армян, которых царь Вахтанг-Горгаслан вызвал во вновь устраиваемую им столицу и, чтобы привязать к ней, предоставил им разные выгодные и почетные привилегии, впоследствии к ним присоединились новые пришельцы, вызванные царицею Тамарою».

По словам Ю. Анчабадзе и Н. Волковой, «звание мокалака было приложимо к наиболее состоятельной части населения Тифлиса. Не будучи однородным слоем, мокалаки делились на первостепенных и второстепенных. Еще при грузинских царях первостепенными мокалаками были Шадиновы, Абесаломовы, Юзбашевы, Харазовы, Тамамшевы, Татоевы, Измировы, Кишмишевы и другие».

«Такими же называли себя в конце XVIII и  начале XIX вв. тифлисские жители Ипрумовы, Закарбековы, Шамарзановы, Амировы,Такоевы, Мнацакановы, Шакар-Меликовы, Ратиновы, Питоевы, Бузгаловы и другие
, - вторит им Ш. Месхиа. – Главными составными для присвоения этого знатного и избранного почетного звания были, как правило, происхождение («фамилия»), величина недвижимого имущества и капитала, а также несение службы при царском дворе». Цари оказывали мокалакам особенное внимание и уважение, позволяли им владеть крестьянами на общих местных правах; за уголовные преступления мокалаки не подвергались подобно людям низших сословий, казни, а откупались денежной пеней. Во времена, когда из Грузии персидским шахам посылался арбаб, то есть дань девушками и мальчиками, они также избавлялись от нее взносом денежных средств. Мокалаками в адрес царя уплачивалась «махта» (подать); мокалаки могли поступать на службу, впрочем, они охотнее служили по гражданской, чем по военной части. Занимались мокалаки преимущественно торговлей, однако бывали они и ремесленниками.

Некоторые армянские роды, как, например, Бебутовы или Каргановы, уже с XVII века имели достоинство грузинских азнауров.  К слову, Овсепом Каргановым в конце XVIII века был составлен новый порядок престолонаследия грузинских царей. Этот факт красноречиво свидетельствует о влиянии армян и на жизнь царского двора.

Вплоть до 1801 года, то есть до вхождения Грузии в состав Российской империи, грузинские цари традиционно назначали почетных граждан-армян меликами и меликами-мамасахлисами. Мелики являлись хранителями ключей от всех пяти ворот города. С конца XVII века мамасахлисами чаще всего оказывались представители рода Бебутовых. В частности, при последнем грузинском царе Георгии XII-ом, городом управлял мамасахлис князь Дарчо Бебутов. Кроме обязанностей по наблюдению за благочестием в городе, мамасахлис ведал и городской казной. С приходом в Грузию наместника русского царя, городского голову (мэра) стали выбирать. Абсолютное большинство градоначальников, управлявших городом до 1917 года (45 из 47), были армянами.

21 августа 1840 года первым тифлисским городским головой был избран Иван Измиров (Ованес Измирянц). В последующие годы этот пост занимали С. Хатисов, М. Тер-Грикуров, И. Шадинов, Ф. Придонян, З. Гуласпов, З. Амирагов, И. Мириманян, А. Свечников, С. Сараджев, А. Мананов, В. Аршакуни, С. Абесаломов, С. Мириманян, Е. Придонян, К. Шармазан-Вартанов, И. Арцруни, Н. Аладатов, Д. Туманов, Я. Туманов, А. Матинян, П. Измаилянц, Г. Евангулов, Н. Черкезов и, наконец, последним эту должность занимал А. Хатисянц.

Некоторые из градоначальников сыграли выдающуюся роль в процветании города. Я. С. Абесаломову удалось успокоить тифлисских торговцев, учинивших в 1865 году беспорядки по случаю увеличения налога на питейные заведения. Генерал-майор И. Арцруни, выбранный в декабре 1866 года, устраивал наиболее одаренных армянских юношей в школу Нерсисян и брал на себя связанные с их обучением расходы; кроме того, он оказывал всяческое содействие нуждающимся ученикам, в частности, выплачивал им высокую стипендию, обеспечивал одеждой и письменными принадлежностями. При Я. Туманове (1870-1875 гг.) было введено городское самоуправление и основано Михайловское ремесленное училище (впоследствии — 2-ая мужская гимназия, Нахимовское училище и средняя школа № 25). Но самым известным и любимым, несомненно, был Александр Матинян, четыре раза избиравшийся мэром Тифлиса в период с 1879 по 1891 гг. По его поручению в 1880 году было спроектировано здание городской Думы, а в 1890-м — дворянский земельный дом. Ему город обязан и строительством водопровода в 1887 году. Знаменитая конка с трамвайными путями, мосты, бойня и первый телефон — тоже его заслуга; при нем же город впервые совершил ряд крупных займов. Накопленные за 10 лет личные деньги Матинян вложил в создание в Тифлисе университета. А когда после его смерти в 1909 году вскрыли завещание, оказалось, что все свои деньги - более 200 тысяч рублей - Александр Матинян оставил в полное распоряжение городского управления. Не забудем упомянуть и о градоначальнике Погосе Измаилянце, также избранном на этот пост четыре раза. Вот что писал о нем Георгий Церетели в журнале «Квали»: «Любая нация захочет иметь людей, подобных Измаилянцу. Человек с такими способностями и энергией, к какой бы нации он ни принадлежал, все равно — феномен». Популярность Измаилянца среди горожан была так велика, что после его кончины городская Дума приняла решение повесить в думском зале его портрет, переименовать бывшую Кирпичную улицу в Измайловскую и установить на его могиле серебряный венок. Нельзя не вспомнить и Александра Хатисянца, бывшего мэром Тифлиса с 1910 по 1917 гг. и возглавившего впоследствии Армянское Национальное Бюро. Прокладка канализации, асфальтирование и газовое освещение улиц — все эти новаторские мероприятия были проведены и вошли в жизнь города благодаря именно ему.

На рубеже XIX-XX веков из восточного поселения Тифлис превращается в романтический европеизированный город. Тогда же этот город становится неформальной армянской столицей. Здесь была резиденция наместника, сюда устремлялись предприимчивые люди со всего Кавказа и сопредельных территорий.

Низший класс тифлисского армянского населения был представлен веселыми и энергичными кинто, занимавшимися главным образом торговлей вразнос, содержанием духанов, продуктовых лавок, небольших винных погребов и харчевен. Кинто, выделявшиеся своим внешним видом, составляли любопытную прослойку среди тифлисских торговцев, их товары располагались на табахе - деревянном подносе, который кинто носили на голове. Кинто обычно неистово рекламировали свой товар, громко зазывая к себе покупателей. Они также были не прочь обмануть покупателя, и в этом смысле за кинто утвердилась весьма дурная слава. Обмеры и обвесы в соединении с мощным напором на покупателя были главными методами работы этих веселых и предприимчивых людей. Они были в большой моде — вели кулачные бои, пользовавшиеся огромной популярностью у городских жителей, обладали притягательными человеческими свойствами. Все это в совокупности делало их любимцами, а зачастую и героями среди населения города, причем не только армянского.


Галерея славных городских ремесленников была представлена не только кожевниками-«дабаханщиками», но и гончарами, ткачами, портными, ювелирами, «оружейных дел мастерами», сабельниками. Искусство оружейников-армян пользовалось большим спросом, и было известно далеко за пределами Грузии. Самыми известными мастерами сабельных и кинжальных дел были члены семейства Элиазаровых, которые владели секретом особой булатной стали и первыми в России стали выделывать из нее клинки. О качестве изготовляемых ими сабель говорилось так: «При испытании этого булата отсекали одним ударом голову быка или коровы». Прославленным мастером оружейных и серебряных дел считался также Иосиф Папов, который, будучи участником многих выставок, в 1862 году получил право изображать государственный герб Российской империи на вывеске и своих изделиях.

Среди ювелиров пользовались известностью изделия «золотых и серебряных дел мастера» Мнацакана Белибекова, также участника многих международных выставок.

Приобретение качественного, натурального вина в сельских местностях и их последующая продажа в городе являлось предметом деятельности «скраджи». «Важным событием бывал приезд покупщиков вина из Тифлиса, - пишет в своих воспоминаниях Д. Шаликашвили, - покупщики эти – скраджи - были из года в год одни и те же, и в большинстве случаев - армяне».

Среди представителей влиятельного и именитого тифлисского купечества стоит назвать Г. Завриянца, С. Абесаломова, М. Тер-Григорянца, А. Мелик-Азарянца, М. Мирзоянца, М. Ростомянца, К. Мнацаканова, братьев Тамамшевых, Цовьяновых, Кетхудовых. Некоторые из них в своем деле достигали поразительных успехов. Армянские купцы Мириманов, Мирзоев, Ананов, а позднее И. Питоев держали в своих руках нити рыбного промысла на реке Куре.

Серьезными капиталовложениями состоятельных людей и достигался экономический рост города. Самый основательный слой городского купечества и промышленников составляли армяне, которые в стремительно богатеющем городе приобретали огромные состояния. Но наибольший расцвет экономической жизни столицы и в целом Грузии связан с появлением плеяды крупных армянских капиталистов. И здесь нельзя не упомянуть имена Манташева – самого богатого человека в Грузии, Арамянца, Мелик-Казарянца, Питоева, Тамамшева. По статистическим данным, в конце XIX века 62% предприятий торговли и промышленности Тифлиса принадлежали армянскому капиталу, его доля в обороте составляла 73%. 66% акционерных банков также были собственностью армянских капиталистов. К 1858 году в столице Грузии насчитывалось 71 промышленное предприятие, к 1879 году - 214, большинство из которых принадлежало армянам. В Тифлисе армяне имели 2 чугунолитейных (Карапетов, Яралов), 3 цементных (Аракелов, Багдасаров, Мнацаканов), 2 кирпичных (Мартиросов, Хангельдянц), маслобойный (Басенцовы), полтора десятка клее-мыловаренных, 5 кожевенных (Адельханов, Вартазарьянц, Заргарьянц, Сумбатов, Басенцовы), минеральных и углекислых фруктовых вод (Мамулов), кишечный (для струн) заводы, бумагопрядильную, 2 мебельных (Костандов, Мириманов), 2 фанерных (Еганов, Егиазаров), 2 бумажных (Мкртумов, Читахов), 4 конфетных (Атовмьян, Гозалов, Фридонян, братья Дадамянц), 3 обувных (Адельханов, Парсаданов, Тер-Закаров), 4 табачных (братья Бозарджянц, Сафаров, братья Сейлановы, Энфианджианц), 7 лесопильных, паркетную (Мириманов), макаронную (Петросовы), красильную и войлочную (Адельханов) фабрики. Среди них были сравнительно крупные предприятия, на которых работали сотни, а иногда и тысячи рабочих. Так, на заводах Адельханова трудилось 2 тысячи, на механическом заводе Яралова - 900, на фабрике Энфианджианца - 600 человек.

Армянам, кроме того, принадлежал приоритет открытия новых городских предприятий. К примеру, Г. Мирзоев основал в Тифлисе первую бумагопрядильную фабрику, с 1870 года усилиями местных капиталистов Азнаурова, Корганова и Энфианджианца было начато внедрение табаководства с последующим открытием табачной фабрики, в 1875 году Г. Адельханов запустил первый кожевенный завод, в 1892 году И. Таиров и К. Алиханов стали эксплуатировать первый на Кавказе мыловаренный завод, а П. Придонов и А. Гозалов стали пионерами производства конфет.

Некоторые предприятия, принадлежавшие армянам, занимали особо важное место в промышленности Тифлиса, как по размаху своего производства, так и по большому спросу выпускаемой ими продукции. К их числу, в первую очередь, относился кожевенный завод Г. А. Адельханова. Выпуская в лучшие годы до 72 тыс. штук крупных и 100 тыс. штук мелких кож европейского типа, он стал крупнейшим поставщиком этого сырья для Кавказского военного округа. На базе кожевенного завода в 1885 году была создана обувная, а в 1889 году открылась и войлочно-бурочная фабрика. С 1896 года предприятие уже именовалось «Кожевенное и войлочное акционерное общество на Кавказе Г. Г. Адельханова» и имело капитал в полтора миллиона рублей. В немногочисленный реестр акционерных предприятий столицы Грузии также входили нефтепромышленные и торговые общества «А. Н. Милов и А. Н. Таиров», «Братья Мирзоевы и К», «И. Е. Питоев и К», «Кавказское товарищество торговли аптекарскими товарами К. М. Алиханова» и другие.

Целый ряд жилых, общественных, промышленных, торговых и религиозных сооружений, принадлежащих армянам, считался вне конкуренции в своей монументальности. Так, например, самым большим церковным зданием был Ванкский собор, самым большим домом считался дом Манташева по ул. Гановская (ныне ул. Галактиона), самой большой гостиницей — «Мажестик» (дом Арамянца), самым значительным мостом был Мнацакановский, а самыми крупными торговыми объектами считались торговые ряды Манташева и караван-сарай Тамамшева.

В 1815 году католикосом Нерсесом Аштаракеци создается первая в Тифлисе начальная школа. А в 1824 году им же открывается первое в городе среднее общеобразовательное учебное заведение - Тифлисская армянская школа, с 1837 года преобразованная в духовную семинарию Нерсисян.

Старые тифлиссцы могут назвать имена первых владельцев домов на бывшей Сергиевской (Мачабели) – Маркоса Долуханова, генерала Тер-Гукасова, братьев Маиловых, Александра Манташева. Именно здесь - в Сололаках - в начале прошлого века строилось и селилось богатое армянское купечество. Углубившись в улицы этого района, понимаешь, почему Тифлис стали называть «кавказским Парижем» - благодаря особой атмосфере покоя, смешению языков, благодаря космополитической архитектуре рубежа XIX-XX веков. Тифлисские дома того времени пышностью и качеством не уступают европейскому модерну: амбициозные владельцы заказывали строительство особняков самым лучшим архитекторам города. Армянскими архитекторами в Тифлисе выстроено и множество элитных зданий. Так, трехэтажный особняк братьев Бозарджянц на улице Чонкадзе получил специальную архитектурную премию конкурса, организованного тифлисской мэрией - за лучший фасад. Александр Тер-Микелов возводил роскошный отель «Мажестик» (нынешний «Мариот») и виллу в итальянском стиле для «икорных королей» братьев Маиловых. А выпускник Петербургского института гражданских инженеров Газарос (Лазарь) Саркисян был автором едва ли не самых блестящих архитектурных сооружений города: Народного театра Зубалова (сейчас театр им. Марджанишвили), здания Офицерского общества, торговых рядов Манташева на Армянском базаре. Он же построил по заказу Александра Манташева здание торгового училища (Манташевского), ставшего впоследствии знаменитой 43-ей школой. А дом, известный в Тифлисе как «Салон Смирновой-Россет», был дан в приданое внучке зажиточного купца Егора Тамамшева Елизавете, вышедшей замуж за М. Н. Смирнова. Как бы ни сложилась судьба армянского Тифлиса, есть дом, который всегда будет напоминать о прошедших годах славы, богатства и расцвета. Это гигантское, раскинувшееся на квартал здание, принадлежавшее купцу первой гильдии Александру Мелик-Азарянцу, которое и до сих пор зовется именем своего первого владельца. Еще в начале ХХ века здесь имелись собственные электро- и водоснабжение, система отопления, телефонная сеть, детский сад, кинотеатр, фотосалон, художественная галерея и сад с фонтаном и экзотическими растениями.

Знаменитые серные бани, о которых с восхищением отзывались Дюма, Пушкин и другие известные личности, составляли гордость столицы и в основном также принадлежали армянам. Часть из них была построена еще в первой половине XVII века.

Армянская финансовая элита того времени успешно сочетала предпринимательскую деятельность с благотворительностью, покровительствовала искусству, образованию, театру, строила школы, больницы и синематографы, воплощая в жизнь мудрое наставление нашего великого соотечественника, крупнейшего миллионера и мецената XX века А. И. Манташева: «Армянин-предприниматель! Дом, в котором ты обретешь бессмертие, - твоя многострадальная родина. Ты создан для благотворительной деятельности во имя нации».

Состоятельные тифлисские армяне, в первую очередь промышленники и купцы, сделали немало не только для своих соотечественников, но и для общего развития и процветания родного города. На средства главного редактора газеты "Мшак" Г. Арцруни в 1879 году на Дворцовой улице (ныне проспект Руставели) было сооружено здание театра, в течение ряда лет называвшегося «Театром Арцруни». И. Ананов, имевший миллионные торговые обороты, пожертвовал на создание и поддержание местного армянского духовного женского училища «Мариамян-Овнанян». Крупный промышленник-винодел М. Ананов построил на свои средства дом для глухонемых и детский дом, а деньги, вырученные на выставках, передавал в фонд обездоленных и сирот.  Генерал-майор Корганов приобрел водоподъемную паровую машину, которая снабжала водой несколько фонтанов города и орошала Александровский сад - любимое место гуляний тифлисской публики. Торговец Эфендиев завещал свои средства на обучение талантливой армянской молодежи. В. Егиазаров являлся попечителем тифлисских тюрем и инициатором открытия больницы при Метехской тюрьме. Известный деятель культуры и меценат И. Е. Питоев построил два роскошных здания для Артистического общества. М. И. Тамамшев при жизни подарил городу свою библиотеку из 41 тысячи томов, которая в дальнейшем стала основой для создания Тбилисской публичной библиотеки. Умерший в 1897 году Н. Худадов завещал Армянскому благотворительному обществу 169 тысяч рублей. Бывший в течение 5 лет городским головой Г. Евангулов свой двухэтажный дом, располагавшийся на улице, названной в честь него Евангуловской, завещал жителям города. Княгиня Е. М. Эристави (урожденная Тамамшева) отписала большую сумму на поддержание малоимущих грузинских писателей, вносила пожертвования в общество распространения грамотности среди грузин, на ее деньги ежедневно выдавались бесплатные завтраки в двух учебных заведениях. Княгиня М. Туманова в апреле 1910 года передала городу здание на Авлабаре для устройства бесплатной столовой для бедствующих детей.

До 1917 года существовал также Армянский благотворительный комитет, куда входили Цовьянов, Корганов, Айвазов, Завриев, Тамамшев, Аргутинский, Бебутов, Евангулов, Милов, Егиазаров и другие известные городские благотворители. В 1918 году по инициативе Г. Сундукяна и Б. Навасардяна было организовано Армянское благотворительное общество, которое оказывало помощь сиротским домам и школам Тифлиса, причем не только армянским.

Немало городских объектов носило армянские названия: Эриванская и Мадатовская площади, улицы Мадатова, Арцруни, Шелковникова, Лорис-Меликова, Тер-Гукасова, Лазарева, Бебутовская, Аргутинская, Коргановская, Нерсесовская, Долухановская, Аштаракская, Эчмиадзинская, Могнинская, Шамкорская, Ванкская, Сурб-Ншанская, Сурб-Минасская, Сурб-Карапетская, Норашенская, Армянский базар, Худадовский лес.

Из семи действующих до революции мостов два имели «армянское» происхождение — Мадатовский, соединявший одноименный остров с правым берегом Куры, и Мнацакановский (на месте нынешнего 300 арагвинцев).

К середине XIX века в Тифлисе появляются первые фешенебельные магазины, например, в 1845 году в «Темных рядах» - магазин «Кавказского кустарного производства» Иосифа Берутчева. Из широко известных в конце XIX - начале XX вв. магазинов стоит отметить «Персидский и кавказский магазин» Г. Ахшарумова и Г. Джанинова, размешавшийся на Эриванской площади под гостиницей «Кавказ» и магазин С. и Г. Чарахчиановых, где продавались модные парижские товары. Подобные магазины размещались также в домах Арцруни, Тер-Асатурова, Тамамшева, Харазова и др. Помимо них в дореволюционный период функционировало немало других магазинов различного профиля, как например, молочные магазины торгового дома Г. Шадинова, магазин вин Б. Ахшарумова, магазины Жигулевского пива фирмы Л. Мамулова, канцелярские магазины И. Тер-Саркисяна, магазин музыкальных инструментов И. Сузанаджяна и другие.

Представители высшего класса тифлисского армянского населения составляли большинство гласных (депутатов) и в городской Думе. В частности, на 1 января 1909 года из 77 гласных 37 было армянами.

В 1823 году создается первая армянская городская типография, в которой поначалу печаталась только художественная литература. С 1846 года здесь начинают издаваться армянские газеты и журналы, число которых к началу периода большевизации достигало 180 наименований.

И, конечно, нельзя не вспомнить, что именно Тифлис стал местом зарождения первых армянских политических организаций и партий, в частности, старейшей социал-демократической партии в Российской империи – Армянской Революционной Федерации Дашнакцутюн, позднее пришедшей к власти в Армении.

Тифлис вообще, в более широком смысле, долго являлся ареной для выражения армянского духа. Это был особый город, где все чувствовали себя по-домашнему, и в первую очередь армяне. Они принимали активное участие в торгово-деловой и культурной жизни города — содержали промышленные и торгово-ремесленные предприятия и культурно-просветительские учреждения, воздвигали жилые и общественные здания, посещали свои церкви и театры, читали свои газеты, журналы и книги, учились в своих школах и гимназиях. Необходимо отметить, что и после признания Грузии независимым государством, Тифлис продолжал оставаться армянским городом.



Comments

( 5 comments — Leave a comment )
ex_infernoa
Dec. 27th, 2008 08:40 am (UTC)
меня зло берет. Лучше бы эти меценаты сожгли бы эти деньги, чем тратили на все же их родной город.
athanatoi
Dec. 27th, 2008 11:40 am (UTC)
Источник если можно плс. :)
pandukht
Dec. 27th, 2008 12:32 pm (UTC)
В конце, как и положено, будет подробная библиография.
Anna Dadashyan
Mar. 11th, 2012 06:33 pm (UTC)
Здравствуйте, а есть ли у Вас какая либо дополнительная информация о братьях Дадамянцбя правнучка одного из них
pandukht
Mar. 12th, 2012 01:05 pm (UTC)
К сожалению, нет. Но информация о таких известных людях обязательно должна быть в тбилисских архивах. Еще рекомендую поискать в сети сканы с "Кавказского вестника" тех годов, там вполне может что-то найтись. Такие сканы есть.
( 5 comments — Leave a comment )

Profile

pandukht
pandukht

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow