?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Шамкорецоц Сурб Аствацацин (Кармир Аветаран)


Еще одна церковь, возвращения которой добиваются армянская община и Грузинская епархия Армянской Апостольской церкви – это Шамкорецоц Сурб Аствацацин. О ее истории и сегодняшнем положении и пойдет речь в четвертой части нашей работы.

Церковь Шамкорецоц Сурб Аствацацин, или церковь Пресвятой Богородицы Шамкорцев, носит также название Кармир Аветаран, что означает «Пурпурное Евангелие». Начало строительства храма датируется 1775 годом. В реестре армянских памятников говорится, что Шамкорецоц Сурб Аствацацин построен на общественные средства в 1809 году. Данный реестр, как правило, опирается на те докладные записи и отчёты, которые были получены католикосом Нерсесом Аштаракеци непосредственно от настоятелей или священнослужителей этих церквей, поэтому более достоверной представляется последняя дата - 1809 год. Но на месте церкви существовала монашеская обитель, основанная в 1775 году, эту дату грузинский исследователь И.Иоселиани и считает датой основания церкви. Первоначально здание церкви не имело купола, а крыша была покрыта только деревом.

Находится церковь на Шамхорской улице в районе Гаре Авлабар старого Тбилиси, в нескольких шагах от другой армянской церкви – Эчмиадзнецоц Сурб Геворг. Название Шамкорецоц подразумевает, что церковь была основана или же восстанавливалась выходцами из Шамкора – города области Утик средневековой Армении, который в 1803 году вошел в состав Российской империи. В некоторых случаях народная память фиксировала не только название изначального места, откуда переселились основатели того или иного культового сооружения, но даже и этапы переселения. Подобные названия были продиктованы, прежде всего, стремлением внести ясность в количество прихожан и в пределы паствы – вопросы, вокруг которых периодически возникали жаркие споры, ибо этими факторами определялись доходы данной обители. Словом, указываемые названия определялись не этнокультурными или конфессиональными обстоятельствами, а иными соображениями.

Шамкор, как и Гандзак, являлся важным культурным и религиозным центром средневековой Армении. В XII веке город служил резиденцией епископов. Шамкор, подобно любому армянскому средневековому городу, на протяжении веков не раз подвергался нашествию иноземных захватчиков, много раз переходил из рук в руки и неоднократно разрушался, а затем воссоздавался вновь. Все это приводило к массовым переселениям коренных жителей. Естественно, что, спасаясь от нашествий сельджуков, монгол, кзылбашей и многочисленных горских разбойников, часть жителей города оседала и в Тифлисе. Наиболее массовые переселения армян в Тифлис начались с 1722 года, когда грузинские цари Вахтанг VI-ой, а затем Ираклий II-ой вели войны с персидскими войсками. Ввиду того, что армянская историография предпочитает умалчивать подобные факты, укажем здесь, что грузинское воинство грабило армян с не меньшей жестокостью, чем персы. Особенно отличился Ираклий, который дотла выжигал армянские села, грабил святые места и увел с собой из Армении в 1779 и в 1795 гг. множество пленных, часть которых, как трофей, разделил между своими князьями. Но за счет таких действий периодически пополнялась скудная царская казна, к тому же переселения армян преследовали и другую, сугубо практическую цель – этим создавались условия для укрепления экономики царства. Однако, ради справедливости, добавим к сказанному, что царь Ираклий благоприятствовал торговле, армянские купцы не были стеснены, а у наиболее состоятельных из них Ираклий брал денежные ссуды – у государя элементарно не было денег.

Исторических документов о том, что церковь Кармир Аветаран основана переселенцами из Шамкора, не сохранилось, хотя И. Иоселиани отмечает и год ее постройки (1775) и то, что строительство велось именно выходцами из Шамкора. Однако достоверно известно, что так она называлась ещё до той коренной реконструкции, которой подверглась практически одновременно с церковью Эчмиадзнецоц - в 50-е годы XIX века.

Фрагмент горельефа, обрамляющего барабан церкви

Церковь Шамкорецоц Сурб Аствацацин являлась самой высокой церковью, как в старом Тифлисе, так и во всей Грузии, выделялась своей красотой и архитектурной изысканностью. В ней хранились ценные реликвии, в частности, мощи святого Карапета.

Храм обладал внушительными размерами, был снабжен массивным куполом, оригинально оформленными фасадами с круглыми окнами в верхней части; в обрамлениях окон и входов были использованы нанесенные на них эпиграфические надписи. Нужно отметить и многочисленную эпитафику и разнородные скульптурные изображения, выполненные неким М. Т. П. Исследователям армянского искусства разгадать имя таинственного скульптора, скрывавшегося за этой аббревиатурой, и выяснить, какие из изображений выполнил именно он, так и не удалось.

В 1858 году церковь была ограблена, и тогда воры, в частности, похитили и частицу мощей святого Карапета. По данному факту было возбуждено уголовное дело, однако расследование результатов не принесло. В итоге в 1873 году дело благополучно закрыли.

В 1881 году в церкви осуществлялись восстановительные работы. Но уже в 1893 году полиция заметила, что на стенах церкви возникли большие трещины, что само по себе могло представлять определенную опасность для прихожан. Для оценки ситуации была создана специальная комиссия, которая 20 июля 1900 года после проведенного обследования вынесла решение о том, что трещины являются косметическими и, таким образом, никакой опасности для окружающих не представляют.

Церковь была полностью закрыта в 1937 году, тогда же с ее крыши была сорвана жестяная кровля. В последующие годы церковь использовалась в различных целях. Сначала здесь располагалась хлебопекарня, однако дело не заладилось. Люди рассказывали о мистических вещах: то тесто не поднималось, то хлеб не выпекался. В конце концов, пекарню переделали в спортивный зал для занятий боксом. Затем здесь располагались библиотека, книжный склад, после - склад стройматериалов, и, наконец, мастерская грузинских художников и скульпторов.

Все эти годы армянская община города неоднократно обращалась к городским властям с просьбой разрешить отреставрировать церковь за счет собственных средств общины, однако какого-либо ответа на обращения получено не было. Вопрос дальнейшей судьбы некогда самой высокой церкви Грузии - Сурб Кармир Аветаран - должен был быть решен созданием двухсторонней комиссии из армянских и грузинских специалистов (вам это ничего не напоминает?), но пока шла подготовка к встрече, надобность в ней сама по себе отпала. 13 апреля 1989 года в 20 часов 10 минут прекрасный исторический памятник обрушился. Весь окрестный квартал в буквальном смысле слова заволокло клубами пыли, все вокруг стало белым. Государственные органы и грузинская пресса поспешили заверить, что причиной обрушения послужило произошедшее накануне землетрясение силой в 4 балла. Однако по ряду причин существуют веские основания сомневаться в достоверности такой версии.

1. Качество строительства армянских храмов таково, что они выдерживали гораздо более мощные, а порой и вовсе катастрофические землетрясения, как, например, Спитакское.

2. Храм почему-то обрушился не во время землетрясения, а на следующий день.

3. Людей, живущих поблизости, заранее предупреждали, что церковь вот-вот рухнет и нужно срочно собирать вещи и покинуть свои дома.

4. Сразу после трагедии по домам ходили члены тбилисского городского совета и заставляли людей подписывать свидетельские показания о том, что церковь рухнула сама по себе.

5. Многочисленные свидетели и очевидцы трагедии утверждают, что перед самым обрушением отчетливо слышали звук мощного взрыва, раздавшийся из недр церкви.

6. Публикации в прессе в последующие дни невольно выдали запланированный характер злодейства. Так, уже 22 апреля (то есть всего через 9 дней после трагедии) грузинская газета «Тбилиси» предлагала на месте разрушенного Кармир Аветарана основать главный кафедральный собор Грузинской православной церкви. Через пять дней проговорился и главный архитектор города, поспешивший в статье «Почему разрушился Шамхор?», опубликованной в нескольких грузинских периодических изданиях, объявить (причем без проведения экспертизы), что разрушенную церковь восстановить невозможно. Наконец, призывы к снесению остатков храма, а также значительной части жилого сектора Авлабара прозвучали в номере той же газеты «Тбилиси» от 19 февраля 1990 года. А еще позднее в газете «Заря Востока» от 12 марта были опубликованы несколько проектов будущего кафедрального собора (впоследствии его строительство было произведено на снесенном Ходживанкском армянском кладбище). 

После подрыва                        Задний сегмент южного фасада, разрушенный спустя неделю по соображениям "безопасности"

И еще необходимо добавить, что после обрушения некоторые детали наружного оформления храма были вытащены из руин, спасены, благодаря личным стараниям отдельных армян, и заботливо перенесены во двор соседней церкови Сурб Геворг. К глубокому сожалению, многое было расхищено мародерами и бесследно исчезло, и в том числе огромный купольный крест. К слову, фрагменты взорванной церкви были настолько прочны, что практически не поддавались измельчению. По этой причине процесс «очистки территории» затянулся на длительное время.  




Горельефы барабана церкви на руинах               Местные армяне спасают уцелевшие фрагменты церкви

В 1995-1996 гг. у стен разрушенного храма тбилисские власти инициировали обмерные работы и раздел земельных участков для последующей передачи в руки частных лиц. В дело строительства частных домов были вовлечены прокурор, судья, министр обороны, капитан полиции и другие должностные лица.

Здесь вырастут дома грузинских чиновников    Один из спасенных горельефов во дворе Сб. Геворга

В 2004 году глава епархии Армянской Апостольской церкви в Грузии епископ Вазген Мирзаханян озвучил желание оградить остатки Кармир Аветарана для последующего строительства резиденции. Проект не был воплощен в жизнь. Однако в том же 2004 году на том же самом месте начинает стремительными темпами строиться грузинская средняя школа «Момавали» («Будущее»).

На сегодняшний день храм представляет собой величественные и скорбные руины. Уцелевшими остались лишь восточный и некоторые прилегающие к нему фрагменты западного и северного фасадов. Вопрос возвращения Кармир Аветарана Армянской церкви остается открытым.



Продолжение следует...





 

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
vesta923
Dec. 18th, 2008 09:05 pm (UTC)
Вот они эти фрагменты. Они теперь лежат во дворе Сурб Геворг. Фото мои.







Edited at 2008-12-18 09:07 pm (UTC)
pandukht
Dec. 18th, 2008 09:14 pm (UTC)
Красота!..
vesta923
Dec. 18th, 2008 09:15 pm (UTC)
Да...но печальная красота...
filosof75
Dec. 18th, 2008 11:54 pm (UTC)
kak vsegda pizdej i skolko provokatsiy ! samoi visokoi tserkoviu v gruzii i daje do 1803 goda v mire bila tserkov ALAVERDI, chto v Kaxetii. Na shet voini gruzii s Iranom - o momente, kogda gruzini grabili armiyn - slava Bogu, chto soxranilis iranskie rukopisi, gde ukazanni vse te predatelstva, kotorie zakliuchali armiynskie meliki s irantsami, no pri etom prosili gruzin pomoch im v voine s persami. Sukami vi bili armiyne, SUKAMI i podoxnite !!! tuda vam i doroga ! Kstate - vesta proisxodit ot grecheskogo - VESTALKA ? toest obriydovaiy xramovaiy prostitutka ? KAK TEBE ETO IMIY PODXODIT !
athanatoi
Dec. 19th, 2008 11:51 am (UTC)
лол :).

в мире... ппц просто

Лол... :)

Веста происходит не от весталки, а наоборот. Веста это богиня была такая, а весталки ее прислужницы были. Ну ладно, что тебе. Шовинизм застлал сознание. Жаль, что "тебя" так много.
filosof75
Dec. 19th, 2008 11:45 pm (UTC)
Oshibaeshsiy. Boginiu zvali VESTIA, vestalia (ili vestalka v russ. transkriptsii ) nazivalis igri,obriydi i torjestva v chest bogini, a VESTA - jertvenniy ogon, razjigaemiy v ee chest. Tak, chto chem uchit drugix, sama zaimis obrazovaniem samoy sebiy. Eslib ti znala, KAK mne jal, chto ,,tebiy ,, tak mnogom !!! A po voprosu shovinizma - posmotri v zerkalo, tam i uvidish shovinista. Sushestvuiut bolshie shovinisti , chem armiyne ?... Razve, chto tolko albantsi. Posmotri v runet, tolko vi i xvalite samix sebiy, vi rugaete vsex vokrug vas, vse ploxie ... Odin vopross - po vashemu - turki - svolochi, ustroili genotsid, azerbaidjantsi-tvai, zabrali vashi zemli, gruzini - negodiyi, stolko let vas grabiyt , tserkvi otnimaiut i tak dalee, irantsi- toje svolochi. poluchaetsa, chto tolko vi odni - xoroshie... A mojet vse naoborot ?
adi64
Dec. 20th, 2008 08:32 am (UTC)
Нет. Не все соседи плохие. С Ираном у Армении особые отношения. Пора бы вам знать что Иран не ворует и не разрушает чужие святыни. На сохранение всех памятников выделяются большие суммы без всякой дискриминации. Армянские памятники там в очень хорошем состоянии, даже иногда в лучшем чем в самой Армении.

Армяне конечно как и большинство народов не прочь похвалить себя, но до грузин нам ой как далеко. У нас давно уже прошёл этот период эйфории и самоутверждения после получения независимости... Да и никогда до такого уровня как у грузин у нас самовосхваление не доходило.

Ах вы сами любите турков? Почему же не позволяете приехать в Грузию пол-миллиона несчастных турков-месхетинцев? И братьев азербайджанцев (таких же турков) тоже в Борчалы притесняете. Как же так можно? Они же братья! Не такие как эти предатели армяне. Нельзя же так гарантов независимости обижать.
vesta923
Dec. 20th, 2008 08:04 pm (UTC)
Если тебя действительно интересует происхождение имени Веста (в чем я сомненваюсь)можешь заглянуть сюда, хотя тебе врятли это поможет, если тебе вообще что-то поможет, философ...
pandukht
Dec. 21st, 2008 01:38 pm (UTC)
А что, собственно, мешает проживающему в уютной Греции грузинскому патриоту под ником Философ просветить многочисленную аудиторию Живого Журнала на предмет "самой высокой в мире" кахетинской церкви, снабдив свое повествование соответствующими фотографиями и ссылками на исторические документы. Ну и заодно, опять же опираясь на источники, без мата и соплей объяснить, в чем батоно видет провокационность и недостоверность моего материала. Это был бы гораздо более достойный мужчины поступок, чем трусливые копания в чужих (а тем более женских)никнеймах.
13lad
Dec. 19th, 2008 07:53 am (UTC)
Пандухт, спасибо. Внимательно читаю и с нетерпением жду продолжения этой важной работы.

На собак не обращай внимание. Собаки лают, караваны идут...
ex_arcakhsk
Dec. 19th, 2008 07:58 am (UTC)
Очень интересно и одновременно возмутительно!
Спасибо!
adi64
Dec. 19th, 2008 09:40 am (UTC)
Очень больно что народ с такой богатой культурой и исторей как грузины позволяет происходить такому и может опуститься до банального воровства в государственном масштабе. После всего этого понятно почему Бог так наказывает Грузию и грузин.
filosof75
Dec. 19th, 2008 11:47 pm (UTC)
da, sosediymi bog nakazal gruziu - s odnoi storoni rossiy, s drugoi - armeniy, tak i noroviyt chto libo spizdit. to territoriu, to tserkov... ti prav...nakazal bog gruziu.
adi64
Dec. 20th, 2008 08:05 am (UTC)
Нуину! Кто бы говорил? Вот вы сами подумали что написали? Всю историю, по крайней мере последние пару веков уж точно, Грузия жила за счёт соседей...
Не буду уходить слишком далеко в историю где и Армения и Грузия помогали друг другу в разное время. Но если бы не Россия, и не остановившая турков Армения, вряд ли бы у Грузии сейчас было бы даже подобие государственности. Был бы Гюрджистан в составе добрых соседей турков. В составе Персии ещё был бы шанс сохранения самобытности но к вам в гости рвались именно турки.
filosof75
Dec. 20th, 2008 01:03 pm (UTC)
Chashe Gruzia pomogala armenii, chem naoborot, i eto armiyne priytalis vsegda v gruzii, a ne gruzini v armenii . Skolko armiyn v gruzii i skolko gruzin v armenii ? A kogda eto armeniy turkov ostanavlivala ? Kogda oni im genodsid ustroili ? Da imenno togda armiyn iz turtsii i pereselili v djavaxetiu, kotoruiu teper vi nazivaete ,,armiynskoi teretoriey,, ! Vot tak ono vsegda - pomogli vam, ukrili, obespechili, a teper eshe i vinovatimi okazalis !
adi64
Dec. 20th, 2008 08:23 pm (UTC)
Армяне в Джавахетии и вообще в Грузии живут тысячи лет. Что до 1915 года в Грузии не было армян? :) И вообще, если кого-то туда когда-то переселили, не значит что там их не было до переселения. Грузин тоже массово переселяли в Абхазию например.
И вообще - сдались вам эти переселения. Азеры кричат по переселения, их крики подхватили грузины. Сколько переселили армян? Тысяч 70 в 19 веке? (Да и то часть переселившихся умерла от болезней или вернулась в Персию.) И это не только на весь Южный Кавказ но и вообще всю Россию, в частности ещё и Северокавказские районы. Число переселившихся в годы гноцида было ещё меньше. Так что, переселения армян из Турции и Персии не могли сыграть значительной роли в демографической ситуации.
А в 1918 году армяне действительно остановили турков, и поверь Грузии тоже перестала бы существовать если бы Армения пала. А вот Грузия отступала и оставила вроде бы своих граждан джавахетских армян один на один с турками не позволив своим гражданам армянам оттуда спасаться в безопасных районах. Сотни тысяч джавахетских армян погибли именно тогда благодаря "заботе" своего грузинского правительства. Джавахетские армяне спасли Джавахк от оккупации и то что сейчас это не часть Турции вы тоже должны быть благодарны армянам.
athanatoi
Dec. 19th, 2008 11:55 am (UTC)
Значит мне местные жители вот что рассказывали. Период 89-94 это когда армянское население Тбилиси практически уполовинилось.

В Авлабаре тогда два крупных инцидента произошло.

1. Теракт в армянском театре (кажется, 1994 год). Кажется 1-2 человека пострадало, куча детей спаслась чудом. - несколько позже зашли в зал

2. Взрыв Кармир Аветараноца. Значиццо, тогда за 2 дня до взрыва местных жителей предупредили, что он может развалиться, поэтому им надо было держаться от него подальше, там внутри была спортивная секция, за 3 дня до взрыва она "исчезла", а в день взрыва, по всей вероятности, сняли некоторые опоры и церковь развалилась. Возможно ее взорвали или сделали что-то другое. Интересно, что она взорвалась в период 14-20 апреля 1989 года, то есть почти сразу после 9 апреля было принято решение ее уничтожить и тогда же оно и было притворено в жизнь. Вот так вот....
pandukht
Dec. 29th, 2008 11:04 am (UTC)
Спасибо всем читателям моего журнала за добрые пожелания.
( 18 comments — Leave a comment )

Profile

pandukht
pandukht

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow