pandukht (pandukht) wrote,
pandukht
pandukht

Category:

В тени толпы, или Кто захоронен на «аллее шехидов»

И не веря ни сердцу, ни разуму,
Для надежности спрятав глаза,
Сколько раз мы молчали по-разному,
Но не против, конечно, а за!

Вот как просто попасть в богачи,
Вот как просто попасть в первачи,
Вот как просто попасть в палачи:
Промолчи, промолчи, промолчи!..

А. Галич

 

Читаю строки азербайджанского официоза о событиях января 1990 года в Баку.

«Вторжение в Баку крупного контингента частей Советской армии, внутренних войск и отрядов специального назначения сопровождалось особой жестокостью и невиданными зверствами. Была учинена расправа над мирным населением, сотни людей были убиты, ранены, пропали без вести. Вторжение вооруженных сил в город и устроенная зверская расправа над мирным населением было преступлением против азербайджанского народа. Военнослужащие с особой жестокостью расстреливали людей на месте в упор, осуществляли умышленные наезды танков и БТР на легковые машины с убийством в них людей, обстреливали больницы. В отношении мирного населения личный состав войск осуществлял добивание раненых, убийство штык-ножами».

Этот же официоз рассказывает о героическом сопротивлении безоружных азербайджанцев без деления по национальному признаку (то есть, помимо азеротурок, видимо еще и бакинских евреев и русских – Пандухт) вторгшимся ни с того ни с сего в город советским захватчикам. Вирши азербайджанского официоза, словно заклинание шамана, повторяют многочисленные интернет-сайты – западные и стран бывшего Союза, азартно впаривающие ошеломленным читателям байки о жертвенном противостоянии бакинских демократов и мирных жителей жестокому тоталитарному советскому режиму. Официальных гостей азербайджанской столицы в обязательном порядке водят на «аллею шехидов», где те возлагают венки и, сложив ручки и грустно глядя себе под ноги, скорбят по азербайджанским патриотам, принявшим мученическую смерть за «свободу и независимость Азербайджана».

А это азербайджанский официоз о Сумгаите:

Сумгаитские события «были организованы армянскими националистами и их покровителями в лице Михаила Горбачева и КГБ СССР».

Западные демократы, как, впрочем, и их коллеги из постсоветских стран, не особо задумываясь, проглатывают тухлое азагитпроповское варево. Откуда им знать, да и хотят ли они, собственно, знать, что, например, основные события в Баку начались вовсе не в ночь с 19-го на 20-е. А уж историческая память азеротурок (представляете, есть и такая – П.), субстанция довольно своеобразная. Там, где выдумали - они помнят и скорбят, а там где действительно было – на тебе! - память напрочь отшибает. Январское стремление к «освобождению от ненавистных пут тоталитаризма» помнят, а прошедший через год с небольшим референдум, на котором 93,3% (! – П.) азербайджанского электората высказалось за сохранение Союза – нет! Александра Македонского помнят, а армян – хоть убей, нет! Ввод войск помнят, а армянские погромы – нет! Что ж, а мы возьмем и напомним.

«Погромщики - группы молодых вооруженных азербайджанцев численностью штук по двадцать-тридцать врывались в квартиры армян, зверски убивали хозяев, не считаясь с возрастом и полом, после чего приступали к грабежу. К ним с энтузиазмом присоединялись соседи жертв, тут же захватывая освободившуюся квартиру, дрались между собой, не поделив что-нибудь из награбленного.

Трупы выбрасывали в окна, и на улице над ними продолжали глумиться. Женщин и мальчиков, прежде чем убить, по очереди насиловали на глазах у всех. Дети не отставали от взрослых, тащили все, что могли унести, под одобрительные крики родителей.

 

На площади Украины штук сорок этих зверей насиловали 15-летнюю армянку, сменяя друг друга под восторженное улюлюканье их же женщин и детей.

На улице Камо на балконной решетке распяли девочку лет десяти, она висела там до самого ввода войск».

 

Это про Баку. Про Сумгаит не буду. Кто хочет, и способен без содрогания читать сухие строки протоколов, пусть заглянет под тэг «геноцид» или «геноцид армян в Азербайджанской ССР»  в моем журнале. Информации - масса. С ужасающими подробностями эпохи разгула зверья.

 

Но я сегодня хотел поговорить о другом.

 

О том феномене, когда люди перестают быть таковыми. Когда обычные граждане – рабочие, колхозники, рыночные торговцы, инженеры, домохозяйки, пенсионеры, подростки – мужчины, женщины и дети, в одночасье побросав свои дела, устремляются громить квартиры своих многолетних соседей, одноклассников и друзей, терзают и мучают безоружных людей, устраивают групповые изнасилования, глумятся, жгут на кострах, выбрасывают из окон. Сжигают церкви и крушат надгробия. А те, которые не убивают сами, - одобрительно глазея на происходящее, деловито тащат к себе нехитрый соседский скарб, примеривают чужую одежду и, оттерев кровавые пятна с пола и стен, спешат занять разгромленную квартиру своих соседей. Как это понять? Чем объяснить? Что это за массовое помрачение?

 

Они отвечают нам: «ничего такого не было». Ну, может, что-то и было, но лично мы, рядовые азербайджанцы, не причем. Виноваты все, только не мы: Кремль, КГБ, на худой конец – «бородатые кафанские беженцы» (разглядеть которых сумел только Юнусов – П.), еразы, бандиты, хулиганье, отребье, асоциальные типы и прочая абстракция. Ну, или еще проще – армяне сами себя резали.

 

И всё. И не надо задумываться. И совесть вроде бы чиста.

 

А ведь в первый день сумгаитских событий зверьки еще только пощипывали, пробовали на ощупь, не обнажив полностью оскал, опасаясь реакции Москвы и возможных карательных мер, коих не последовало и уже не последует до исхода последнего бакинского армянина и начала народнофронтовских поползновений на устои советской власти. И тогда опьяненные безнаказанностью («Горбачев за нас!»), возможностью делать с безоружными армянами все, что хочется – убивать, жечь, насиловать, грабить, перестанут прятать свою истинную звериную сущность. Да и будет ли в праздничной атмосфере всеобщего одобрения и поощрения вакханалии, от кого ее прятать?

 

А дальше нескончаемый заунывный рефрен «смерть армянам!» на звериных митингах в Баку, когда настоящее соревнование, кто кого перещеголяет в ненависти, когда полные автобусы с районными чушками вместе с дикой вонью от их «содержимого», и «яшасын Азербайджан» на фоне испражнений в фонтанах, и «свободу героям Сумгаита» с портретами убийцы Ахмедова над головой. И этот же рефрен из ТВ-ящика, где бесовское кривлянье Вахаб-заде, стоны Анара («избавьтесь от своих грязных армянских жен!») и разные депутаты с одинаковым «гявурляря олюм!».

 

А потом уже вакханалия действительно «черной» январской недели, начавшейся 13 января, когда вековой инстинкт шакальей тюркской толпы убийц, как набухший гнойник, вырвавшись на свободу, растечется по городу. А когда уже не хватит армян -  нападения на военных. И надписи на стенах: «русские, не уезжайте, нам нужны рабы и проститутки!» И возможное крушение советских устоев под ломами советизированных и почти цивилизированных турок. И вот только тогда -  советские танки. И юные русские солдатики, падавшие в обморок от вида неслыханных, нечеловеческих насилий и зверств, совершенных над бакинскими армянами. Над женщинами и девочками, стариками и детьми. И серые волки, вмиг обернувшиеся трусливыми черными баранами, поджавшие хвосты, теряющие арматуру и разбегающиеся по окрестным закоулкам. И от того еще кощунственнее фраза «невиданные зверства советских солдат» из уст этого официозного отребья…

 

Вы можете себе такое представить: в 250-тысячном Сумгаите и в миллионном Баку не нашлось ни единого человека, ни единой личности, способной остановить погромы и изуверства или хотя бы противостоять им! Это ли не масштаб деградации народа, по существу народом так и не ставшего? Народа, способного объединяться только для убийства безоружных людей. Что, в Ереване невозможно было вычислить адреса немногочисленных азербайджанцев и попытаться сделать нечто подобное? Но это даже в голову никому не могло придти. А здесь убийцы и их молчаливые пособники обвиняют всех, кроме самих себя. Скотство прикрыто инстинктом безликой толпы, трусость - неведением, а подлость и предательство по отношению к своим соседям – кознями Москвы. Ну да, как же, агенты Кремля и КГБ обходили шаг за шагом армянские квартиры с арматурой в руках, выбрасывали людей с балконов, жгли и добивали их во дворах. А никто из добрых и мирных азеротурок не расслышал криков людей, не заметил луж крови, не почувствовал запаха сожженной человеческой плоти…

 

Так вот теперь подумайте: могли ли составляющие подавляющее большинство подонки и трусы, позволившие нелюдям-соотечественникам целую неделю безнаказанно убивать своих соседей, друзей, одноклассников и родственников, своим преступным молчанием одобрившие этот адский мейнстрим, вдруг неожиданно воспрянув духом, в одночасье обернуться былинными богатырями и с голыми руками броситься под советские танки за «свободу Азербайджана». Более того, могли ли броситься «за свободу» геноцидального Азербайджана на советские танки остальные «азербайджанцы без деления по национальному признаку» - бакинские евреи и русские? Длинные уши лжи видны за километр. И стоит ли после этого объяснять, кто на самом деле  - мирные люди или поганые звери захоронены на «аллее шехидов»?

 

Разумеется, были и те, кто прятал и спасал своих соседей. Низкий поклон их человечности. Да только даже это не в силах изменить всей общей картины мерзости, трусости, лжи и лицемерия, и только еще раз подтверждает, что во всей геноцидальной республике не нашлось ни единого смельчака, возвысившего бы голос против творимого беспредела! Сделавшего, или хотя бы попытавшегося сделать это ДО армянских погромов. Да и после погромов не нашлось ни единого человека, кто потребовал бы беспристрастного суда и справедливого наказания для убийц и подонков. Представляете? НИ ОДНОГО!!!  

 

В любом народе в критических ситуациях на сцену выходит интеллигенция и предотвращает трагедию, удерживает людей от необдуманных шагов. Так было в Ереване, Вильнюсе и Душанбе. Но азербайджанская интеллигенция (правильнее, наверно, было бы взять это уникальное словосочетание в кавычки – П.) – это особый случай. Историк, кандидат филологических наук Зардушт Ализаде: 

 

«Чтобы согреться, я устроился среди рабочих вокруг костра. Один высокий, с кудрявой шевелюрой, рассказывал о Сумгаитских событиях. «Мы остановили «Жигули 01» и вытащили оттуда мужчину, начали его бить. Когда он уже не мог сопротивляться, мы толкнули его в огромный костер. Когда же тот попытался выйти из костра, один из нас воткнул ему в грудь острие прута из арматуры, и каждый раз, когда он пытался вырваться из костра, прут все глубже вонзался в его грудь». Сидящие вокруг костра все время ржали. Я встал и, подавленный, ушел из палатки».

 

Бедный-бедный подавленный Ализаде, как же ему пришлось страдать! Куда там жертвам погромов до переживаний его нежной души! И ведь не стесняется признаваться в собственной трусости. А чего стесняться, всего-то делов, заживо сожгли очередного армянина!

 

А вот еще один типаж. Тоже, между прочим, «интеллигент» - ректор Бакинской консерватории Фархад Бадалбейли:

«В консерваторию ворвалась толпа каких-то грязных молодых людей, начала орать, требовать снять со стен портреты Бетховена, Листа, Чайковского. Убрать европейские музыкальные инструменты, оставить только национальные и портреты азербайджанских композиторов. Ультимативно потребовали убрать все западное и русское, и обещали явиться проверить исполнение их приказа через три дня. Когда они хотели снять со стены портрет Бетховена, я им сообщил, что Людвиг ван Бетховен убил свою кормилицу-армянку. Только тогда они остановились и с уважением посмотрели на великого классика мировой музыки».

 

Нет, это не фантасмагория. А есть ведь еще масса других «интеллигентов», в угоду хозяину фальсифицирующих историю региона и сочиняющих волшебные сказки для внутреннего и внешнего потребления. Есть «архитекторы», соскабливающие с храмов армянские буквы, «археологи», определяющие вероисповедание по костям, «музыканты», проверяющие автохтонность по мугаму.  А нас еще пытаются убедить, что подобные люди могли пойти против советских танков...

 

Однако все содеянное рано или поздно бумерангом возвращается обратно. Особенно когда никто не помышлял и не помышляет о раскаянии. Сегодня те, кто раскрутил маховик войны, рыдают навзрыд об утерянной целостности и миллионе кого-то там. Но почти никто в Баку не вспоминает отправленных на бойню собственных сыновей, не удостоившихся, в отличие от зверья из «аллеи шахидов», даже могилы. История ничему не научила конгломерат кочевых племен, получивших в 1936 году наименование по названию иранской провинции. Ни один голос не прозвучал в защиту снесенного Монтинского кладбища в Баку в 2007 году. Как ни один человек не выступил с осуждением подлого ночного убийцы Сафарова в 2004-ом. Ни единый человек в государстве азеротурок не потребовал остановить варварское уничтожение армянских хачкаров в Джуге. Бессовестные подонки и бесчестные трусы попросту не способны на противление злу. Легче свалить вину на безликую и абстрактную толпу. Легче прикрыть свое малодушие этой толпой. Народ, так и не сподобившийся на раскаяние. Народ, так и не ставший народом, оставшийся лишь тем самым конгломератом…

 

Знаю, что мне возразят на Апшероне. Армяне начали первыми. Сбором подписей, степанакертскими митингами и обращением облсовета. А потом только нарисовались рвущаяся в Аскеран агдамская толпа и Сумгаит. Вот так и получается – толпа погромщиков в ответ на мирные митинги, убийства безоружных людей в ответ на волеизъявление народа, кровавое изгнание в ответ на обращение с просьбой. Если в этом вы видите некую справедливость – флаг вам в руки. Но мы ведь тоже умеем выстраивать логические причинно-следственные цепочки. Цепочки справедливости и возмездия:

 

блокирование единственного карабахского аэропорта  и дороги Степанакерт-Аскеран – взятие Ходжалу, ракетные обстрелы Степанакерта – взятие Шуши, блокирование дороги Горис-Степанакерт – взятие Лачина, продолжение ракетных обстрелов Степанакерта – сровненный с землей Агдам, бомбардировки Капана – десятки тысяч беженцев из Зангелана и Кубатлу. Повторюсь еще раз: все содеянное обязательно бумерангом возвращается к содеявшему. Если кто-то из вас, азеротурки, считал, что орудия будут вечно палить только в одну сторону, и что умирать всегда будут только армяне, вынужден вас огорчить: вы элементарно заблуждались. За каждый выстрел «града» в сторону армянского населенного пункта, за каждый вылет ракеты, за каждую загубленную армянскую жизнь придется платить. Причем по полной программе. И тогда, и ныне, и всегда. Вы слышите, призывающие войну? ВСЕГДА!! Когда вам до слез жаль своих беженцев из Агдама, Физули и Джебраила, которые мирные и ни в чем не виноватые, я вам скажу: они виновны! Они виновны за свое преступное бездействие. Что, не видели в своих городах и весях ракетные установки, обстреливающие армянских детей и женщин? Конечно, видели. И молчали. Смотрите у Галича: «Промолчи – попадешь в палачи…»? Армяне – не ангелы и не демоны. Просто обыкновенные люди. Каждое убиваемое живое существо имеет право на защиту. Любым способом. И мы всегда будем защищаться. Как защищались тогда. Это наше неотъемлемое право. И если при этом пострадает невинный турок, пусть спросит с тех своих соотечественников, кто поднял руку, камень или базуку на армянина. В конце концов, при бомбежках Берлина гибли не только солдаты Вермахта. И не все немцы служили в концлагерях. А некоторые даже, представьте себе, спасали евреев. Как Оскар Шиндлер. Однако возмездие, не разбирая, сыплется и, уверяю вас, будет сыпаться на головы всех. Всех без исключения. И тех, кто спасал, и тех, кто убивал, и тех, кто малодушно отсиживался в своих квартирках, теша себя мыслью, что убивает не он, а толпа. Абстрактная безликая толпа. В тени которой так удобно прятать свою трусость. И когда нация способна в мгновение ока превращаться в дикую толпу бешеных зверей, такая нация больна.

 

Но и лечение, однако же, изобретено. И если туркам оно не знакомо, пусть спросят об этом у немцев.    

 

Я предчувствую еще одно «авторитетное» возражение: первыми были события в Капане. Так я вам отвечу то, что вы и без меня отлично знаете: ни черта не было в Капане. Ничегошеньки! Была попытка провокации, был разовый, организованный провокаторами отъезд азеротурок в Азербайджан и последующее их возвращение. Более того, ЦК КПСС в феврале 1988-го прислал в Капан целую проверочную комиссию во главе с будущим военным комендантом Еревана Альбертом Макашовым. Уж кого-кого, но Макашова обвинять в симпатиях к армянам – номер тухлый. Так вот. Ничего не нашел Макашов. Ну, просто-таки ни единого факта притеснения азербайджанцев в Сюник-Зангезуре. А ведь это, если кто не в курсе, то время, когда стремящаяся к независимости Армения была на особом счету у руководства советской империи. Когда защитники приграничных армянских сел именовались не иначе как «армянские боевики». И даже при всех этих раскладах – ни единого факта геноцидальных действий в Армении. Ни единого! Де Ваал? Так он ссылается на Юнусова, а Юнусов - на потерянные и, конечно же, забытые скопировать документы и некую Свету Пашаеву, а Света…  А ее вообще никто никогда не видел. В итоге опять получаем очередное миленькое такое противопоставление: с одной стороны – толстые тома реальных погромных судебных дел, с другой – авторские басни Арифа Юнусова…

 

Когда начинаешь отсеивать пену и проникать вглубь, азербайджанская пропаганда оказывается вся шитой белыми нитками, которые трещат по швам, если их, по меткому определению одного из моих друзей, не смазать нефтью. Что ж, пока есть чем – смазывайте. И продолжайте молчать дальше. Ведь вы уверены, что во всем виноваты не вы, а кто-то другой. Москва, КГБ, сами армяне. Или, на худой конец, - все та же толпа. Абстрактная безликая толпа. В тени которой так ловко прячется малодушие подлеца и труса…

Tags: Азербайджан, Геноцид, Геноцид армян в Аз. ССР
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments