?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В связи с последними арестами армянских общественных деятелей в Ахалцхе, и по личным просьбам моих интернет-друзей, я решил немного изменить нить повествования и, переместившись из Тифлиса в Джавахк, обратиться к истории славной церкви Сурб Ншан в Ахалцхе.

Зарехну Сурб Ншан


Зарехну Сурб Ншан (Сурб Вардананц) – церковь Святого Знамения Зарехни, церковь Святого Полководца Вардана – купольный армянский храм XV века, расположенный на возвышенности в квартале Марда города Ахалцха.

Точная дата его основания доподлинно неизвестна. Одно из первых упоминаний о церкви относится к 1575 году: «В 1024 году (армянского летоисчисления) некий паломник (в Иерусалим) Мкртич приходит на поклонение к дверям Сурб Ншана Ахалцхи, устанавливает новый алтарь и оставляет об этом запись, моля помянуть его в литургии».

Сведения о следующем восстановлении церкви находим в записи, сделанной в 1619 году, и добавленной к рукописи, датированной 1445 годом: «И был обновлен Божий храм Святого Знамения, что разрушен был неверными в давние времена». Церкви было пожертвовано «два креста, одна прекрасная золототканная риза с полным облачением, одна власяница, одно покрывало амвона, одна кадильница».

К середине XIX века холм, на котором располагался Сурб Ншан, хотя и продолжал носить это название, однако сама первоначальная церковь за прошедшие два с лишним столетия, превратилась в не подлежащие восстановлению руины. Литературно-политический журнал «Русский Вестник» в №27 за 1862 год сообщал: «С каждым годом все более ощущалась потребность в церкви, но из планов, вынашиваемых духовными властями, ни один не удался из-за отсутствия финансовых средств. Всем оставалось надеяться на мецената, который, вдохновившись благочестием, взялся бы за это большое дело». И такой человек нашелся. Им оказался почетный гражданин Ахалцхи, переселенец из Карина прапорщик Вардан Варданянц. После того, как средства нашлись, было принято верное по своей сути решение о строительстве на фундаменте древней церкви совершенно нового храма. Согласование проекта и разрешение на строительство были получены в 1861 году: «В городе Ахалцха на месте, называемом Сурб Ншан, начато строительство новой церкви во имя Святого полководца Вардана…доходами и расходами патриота и благочестивого чиновника махтеси Вардана Варданяна, по совету которого наместник епархии того же города вардапет Григор Сагинянц испросил и получил согласие Святейшего Синода Святого Эчмиадзина к тому, что доход новопостроенной церкви будет отводиться местной школе - для восполнения недостатка средств на учебу неимущих детей».

Строительные работы длились чуть более двух лет и были завершены в 1864 году. Торжественное открытие состоялось 27 февраля 1864 года: «Проведение торжественной церемонии было назначено на 27 февраля, то есть в масленичную пятницу, когда Армянская церковь справляет праздник Сурб Вардананц; в вечер церковного торжества викарий Ахалцхи – облаченный епископ Григор - со всей церковной братией, выйдя торжественной процессией из церкви Сурб Пркич, направился к новопостроенному храму.

Следом за духовной процессией двигались жители Ахалцхи и прибывшие из других мест по случаю этого праздника мастеровые, стоя вдоль всей дороги, по обеим ее сторонам, со своими флажками, являли собой чудное зрелище; солнечные лучи, словно чтобы придать еще большее великолепие этому зрелищу, пробиваясь сквозь красноватые облака, отражались в золотых и серебряных святых сосудах, колокольные звоны смешивались с благозвучным хором псаломных песнопений, крыши и окна домов по обе стороны проходящей процессии были заполнены по возможности нарядно одетыми женщинами и детьми. Достигнув новой церкви, духовенство провело вечернее богослужение в канун предстоящего праздника. А 27 февраля в 10 часов утра, в присутствии всех гражданских и военных чинов, коих пригласил строитель церкви господин Варданянц, святейший епископ Григор вместе с духовенством совершил освящение церкви и окрестил ее во имя Святого полководца и великомученика Вардана…

По завершении религиозного праздника пристав города Ахалцха подпоручик Исаак Хазарапетянц от имени переселенцев из Арзерума произнес речь на армянском и русском языках».


Строительство церкви стало действительно значительным явлением в жизни армянского населения Ахалцхи.

С 1864 года священником церкви был Ованнес Арванянц. 13 января 1879 года в священники церкви был рукоположен дьякон Тигран Сисакянц, до этого в течение десяти лет служивший в школе Варданян. В 1888 году ктитором церкви являлся Александр Боракчянц. В 1904 году священниками церкви упоминаются Геворг Тер-Сисакянц (рукоположен в священники в 1879 г.) и Минас Азнавурян (11 октября 1897 г.).

Внешне церковь представляет собой прямоугольную композицию с трехскатным центральным куполом, нашедшую широкое распространение в армянской церковной архитектуре средних веков. Выстроена она из гладко высеченного камня, стены изнутри оштукатурены. «Ее высота – 5, длина – 7,5, ширина – 5,5 локтей, толщина стен – 5 пядей». Храм имеет три входа – с северного, южного и западного фасадов, и две пары внутренних опор, а также ризницы по обе стороны алтаря. Шестигранный барабан, заканчивающийся остроконечным шпилем, изнутри поддерживают сводчатые арки, опирающиеся на колонны. К западному фасаду примыкает трехъярусная колокольня, на уровне первого и второго ярусов стоящая на четырех, а на уровне третьего яруса - на шести колоннах. Внешние размеры – 15,35 х 10,83 м.

В четвертом выпуске «Материалов по археологии Кавказа» (XIX в.), по поводу архитектурного облика церкви, говорится: «Наверху на холму, над крепостью, новая армянская церковь в стиле Эчмиадзинского храма с пролетным и боковыми колоколенками».

Лапидарные надписи, относящиеся к первичной церкви Сурб Ншан, не сохранились. Все сохранившиеся надписи относятся уже к новой церкви. На восточном фасаде имеется надпись в девять строк:

«Храм славного государства во имя Святого Вардана,
что воздвиг своими собственными затратами Вардан Варданянц
бессмертной памяти во имя души его и его любимого
отца – Агапапа, матери – Тагуи, благочестивой родительницы,
супруги – Мареам, брата - Степана, дяди
(по матери) – Пепроне,
родного свободного сына – Амазаспа, дочери – Гаянэ,
невестки – Эрануи и дяди ее
(по отцу) – махтеси Акопа,
новорожденных внуков – старшего – Амаяка, младшего – Вардана.
Начат в 1861 году и освящен в 1863 и завершен – в 1868 г.»
.

Другая надпись гласит:

«Высочайшим надзором властью государевой
воздвигнут этот храм Святого Вардана
в память титула рода Варданянц
кропотливыми трудами того же Варданянца
со святою церковью этою Армянской
во владычество государя избранного католикоса Маттея I-го
и викария епископа Тер Григориса рода Сагинян».


Церковь Сурб Ншан обладала не облагаемой налогом на недвижимость собственностью. Согласно описям имущества, произведенным 27 мая 1866 г. и 15 февраля 1875 г., церкви принадлежали прилегающая к ней территория, школа (постр. в 1864 г.), два ларька (преподнесены в дар Варданом Варданянцем), одноэтажное каменное здание с прилегающей к нему территорией, часть плодового сада и огород (преподнесены в дар Аракелом Сагинянцем), амбар под зерно (построен в 1869 г.) и два надела пахотной земли, приобретенные 2 сентября 1868 г. епископом Григором Сагинянцем и подаренные им церковной школе.

В 1887 году в церковном дворе был похоронен меценат церкви - почетный гражданин Вардан Варданянц.

В 1938 году, решением советских органов власти, проведение церковных обрядов в церкви Сурб Ншан было запрещено. Несмотря на это, церковь продолжала действовать вплоть до 1941 года.

В 1941-1943 гг. церковь использовалась как склад военной одежды, в 1943-1949 – как склад разного содержания, а с 1949-го по 1970 гг. в качестве склада для соли.

В марте 1957 года в докладной записке, отправленной председателю Совета по делам религии при Совете Министров СССР, уполномоченное лицо подобного же Совета в Грузии Шалуташвили отмечает, что ахалцихская «армянская церковь Сурб Нишан построена в 1840 г. Площадь церковного здания составляет 107 квадратных метров. С момента закрытия церкви, здание по настоящее время используется под районный архив. В 1956 году Райисполкомом внутри церковного здания устроены специальные двухэтажные деревянные полки для хранения архивных дел, а также построена рабочая комната для сотрудников райархива. На все это израсходовано 15 тысяч рублей».

В 70-е годы церковь частично реставрировалось, и затем использовалась как здание районного совета; в процессе данной реставрации исчезла лапидарная надпись с тимпана северного входа.

В 1976-1978 гг. представители армянской общественности города и священники – братья Рубен и Шмавон Сагояны – очистили церковь, за что подверглись штрафу со стороны властей. Церковь так и не была возвращена армянскому народу, и позднее стала районным Этнографическим музеем.

В период развала большой страны армяне Ахалцхи прибрались в церкви и попытались восстановить ее прежние функции. 24 апреля 1989 года при большом стечении народа в церкви впервые за долгие годы была проведена поминальная служба. Однако проведение армянской литургии в древней церкви не для всех стало праздником. Армянский храм, рельефно расположившийся на возвышенности, словно парящий над окрестностями, давно не давал покоя грузинским экспроприаторам. По всей Грузии разлетелись слухи о том, что армяне в Ахалцхе якобы объявили войну, взорвали грузинскую школу, что есть большие жертвы среди грузинского населения. Были перекрыты дороги, связывающие Ахалцху с Арменией и Ахалкалаком, также была заблокирована почта. В Ахалциху начали стягиваться войска. И, вследствие робкого поведения иерархов нашего духовенства, у этого чудотворного памятника вскоре появились новые владельцы. В апреле 1990 года церковь была объявлена грузинской, ей даже успели дать новое вымышленное название - «Иоване Натлисмцемели» («Иоанн Креститель»). Параллельно с этим был объявлен памятником грузинской архитектуры и знаменитый учебно-образовательный комплекс при храме Сурб Ншан.

В январе 2002 года неизвестными лицами черной краской были обведены рельефные углубления букв лапидарной надписи на восточном фасаде, отчего она приобрела вид новой, буквально недавно высеченной. Кем была затеяна эта провокация, выяснить, в итоге, не удалось, однако это действие вызвало приступ истерии в грузинском обществе. Средства массовой информации с быстротой молнии растиражировали «вопиющий факт», разоблачающий пресловутых армян, которые решили отобрать у грузин православную церковь. Газета «Алиа» писала: «Армяне думают, что сделанной на церкви надписью они присвоили церковь себе». Профессор, доктор наук Тина Ивелашвили, обращаясь к данному факту, заявила: «Из конфиденциальных источников нам стало известно, что эта надпись высечена членами нелегальной организации «Джавахк» по непосредственному указанию из Еревана».


В апреле 2004 года рядом с церковью Сурб Ншан был установлен Хачкар, посвященный памяти жертв Геноцида армян в Османской империи. Однако через некоторое время Хачкар был демонтирован сотрудниками правоохранительных органов Грузии якобы ввиду отсутствия разрешения на установку, хотя такое разрешение имелось. И лишь за день до открытия (24 апреля) вопросы, связанные с установлением памятника, удалось уладить.

В апреле 2005 года во дворе церкви появились надгробные плиты с эпитафиями на грузинском языке. Знакомый почерк, не правда ли?

30 декабря 2005 года Святой синод Грузинской православной церкви на своем собрании принял следующее воззвание: «Заявления некоторых представителей армянского народа о существовании на территории Грузии большого количества армянских церквей лишены исторического и научного основания. Подобные заявления обостряют взаимоотношения армянского и грузинского народов и церквей. Грузинская православная церковь призывает Армянскую Апостольскую Церковь воздержаться от подобных действий и отмечает, что не допустит обострения отношений».

27 сентября 2007 года в Образовательном центре Ахалцхи состоялась дискуссия-обсуждение на тему «Статус Армянской Апостольской церкви в Грузии», которая была организована Офисом омбудсмена Грузии и Фондом Генриха Белля и в которой приняли участие представители местной армянской и грузинской общин, а также прибывшие из Тбилиси представитель Офиса омбудсмена Грузии и члены неправительственных организаций. Уже упоминавшаяся выше Тина Ивелашвили, участвовавшая в дискуссии, сокрушалась: «Стыдно, в конце концов, сколько можно выслушивать ваших историков?! Недавно какой-то армянский историк из Канады заявил, что грузинская церковь Самеба в Тбилиси якобы была построена на армянском кладбище. Стыдно, в конце концов». А директор грузинской школы №6 г. Ахалцхи Заза Тамарашвили и вовсе заявил, что если даже на государственном уровне будет принято решение о передаче церкви Сурб Ншан Армянской Апостольской Церкви, то проблема все равно не будет считаться решенной: «В связи с этой церковью нужно учесть мнение местных грузин: готовы ли они уступить эту церковь, которая, как отмечают наши грузинские историки, построена на фундаменте грузинской церкви?». И вновь, ставшие такими знакомыми, слова о мифическом грузинском фундаменте...

Нужно отметить, что такие обсуждения, дебаты и другие мероприятия периодически проходят в Грузии. Однако армяне, которые посредством своих работ пытаются представить реальное прошлое своего народа на этой земле, квалифицируются в Грузии как «провокаторы», «армянские националисты» и т. д. и, по этой причине, подобные встречи остаются бесплодными и бессмысленными, а армянские церкви, имеющие национальное, историческое и духовное значение - закрытыми и запущенными.

В последние годы некоторые грузинские авторы, вопреки наличию многочисленных неопровержимых исторических документов и фактов, старательно пытаются взять под сомнение армянскую принадлежность как церкви Сурб Ншан, так и других армянских церквей на территории современной Грузии. Хотя, справедливости ради, скажем, что есть грузины, считающиеся с исторической правдой. Так, например, грузинский омбудсмен Созар Субари, побывав в Ахалцхе, заявил: «Увидев церковь Сурб Ншан, лично у меня нет никаких сомнений, что это армянская церковь, - и по архитектуре, и по сути. В любом случае, кому принадлежит церковь Сурб Ншан, можно выяснить в течение недели».

Сегодня церковь, пополнившая издевательский список «спорных», ждет создания пресловутой «комиссии», которая, дескать, должна определить ее «национально-конфессиональную» принадлежность. А пока решено держать церковь открытой как для верующих армян, так и для верующих грузин.

Тем не менее, джавахкские армяне до сих пор продолжают чувствовать себя хозяевами своей земли и этого центра своей веры. Вопрос в том - надолго ли?

Продолжение следует...

Profile

pandukht
pandukht

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow