You are viewing pandukht

Previous Entry | Next Entry


Ходживанк. Торжество православия на армянских костях



То, что церковные и политические власти соседней Грузии занимаются последовательным разрушением армянских исторических, культурных, религиозных и иных материальных и духовных ценностей, находящихся на территории их страны, уже давно ни для кого не является секретом. В предыдущих главах мы привели множество тому доказательств. Наиболее полно и цинично эта, направленная на уничтожение армянского культурного наследия политика, проявила себя в трагической судьбе некогда величественного, а теперь исчезнувшего армянского архитектурного комплекса Ходживанк. В судьбе Ходживанка, как в зеркале, отразилась судьба всего старого Тифлиса и его армянства.

 

Если Авлабар – центр старого Тифлиса, откуда, собственно, и начиналась его история, то Ходживанк – его сердце, его душа. Ходживанк - армянский архитектурный комплекс на северо-восточной окраине Авлабара, включавший в себя обширное мемориальное кладбище и церковь Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы).

 

Этот участок земли с очень давних времен принадлежал предкам Ашхарбека Бебутова (он же Аслан Мелик-Бебут) – казначея грузинского царя XVII века Ростома (1633-1658 гг. – Pandukht) и первоначально был родовым кладбищем Бебутовых. Грамоту об этом от самого Шах-Аббаса еще в 1621 году получил его отец – Бебут-бек. Грузинский царь высоко ценил преданность и честное служение Ашхарбека и потому стал называть его Ходжой Бебутом (букв. Большим Бебутом). Ашхарбек, по данному ему царем праву, расширил кладбище, уложил трубы для поднятия сюда воды, засадил деревья, а в 1655 году построил на кладбище церковь Сурб Аствацацин, которую народ стал называть «Ходживанком», то есть обителью, построенной Ходжою. Впоследствии Ходживанком стало называться все кладбище. Сохранилась составленная на грузинском и персидском языках грамота царя Ростома, согласно которой зарабтухуцес (начальствующий над чеканщиками монет) Ходжа Бебут обратился к царскому двору с просьбой о разрешении построить церковь на родовой усыпальнице, находящейся «на городском кладбище в сторону Авлабара, под горой Махата». Ростом, помимо того, пожаловал своему казенному человеку и сад, расположенный выше храма рядом с усыпальницей Бебутовых.

Грузинская редакция грамоты составлена рукой мдиван-мцигнобара Биртвела Туманишвили и датируется 1654 годом. Как явствует из грамоты, в означенном году церковь уже была построена. Персидская редакция составлена через 3 года - в 1657 году, поэтому в ней в основном речь идет о признании насаженного сада и кладбища собственностью Бебута. Ничего в ней не говорится о строительстве церкви, ибо оно к тому времени уже было завершено. Церковная строительная надпись сохранилась и ныне находится в Историко-этнографическом музее города Тбилиси. Она гласит: «
В лето армянское 1104-ое, волею Бога я, Ходжа Бебут, и брат мой Хатин, и супруга моя Лали построили эту святую церковь пригожего Аслана».

Впоследствии грамота была возобновлена и подтверждена царем Теймуразом II-м. Еще позднее – в 1756 году - ее подтвердил и Ираклий II-ой. Согласно историческим описаниям, церковь Сурб Аствацацин, посвящённая «Всесвятой багряной Богородице», была «великолепной купольной», «обведённой оградой», и «неоднократно обновлённой», имела красивые стены, сбоку к ней прилегал цветущий сад.

Как это встречается во многих других культовых сооружениях, в стены церкви Ходживанка были вставлены хачкары, снабжённые поминальными надписями. Имеющиеся в Историко-этнографическом музее два хачкара, по всей видимости, были вделаны в процессе последующих реконструкций сооружения на рубеже XVII-XVIII веков. Однако право быть похороненными в настоящей церкви имели только представители рода Бебутовых.

С течением времени раскинувшееся вокруг церкви кладбище вышло за рамки родового и превратилось в самое большое, известное и богатое - главное армянское кладбище Тифлиса. По рассказам тифлисских армян-старожилов – этих своеобразных летописцев города – это был настоящий музей под открытым небом, где наряду с выдающимися личностями и классиками армянской культуры обретали свое последнее пристанище и вполне обычные люди. По большим и малым эпиграфическим надписям на бесчисленных надгробных плитах, по вырезанным на камнях изображениям и орнаментам можно было получить разнообразные сведения о старом Тифлисе, его армянских жителях, родах, семьях, их занятиях, о различных сторонах общественной жизни.

Здесь нашли упокоение представители видных армянских родов – Бебутовы, Каргановы, Сараджевы, Калантаровы, Кузановы, Амировы, Шароевы, Агаджановы, Тер-Давидовы, Бериевы, Мурадовы, Тер-Гевондяны, Амираговы, Питоевы, Тархановы, Тумановы, в их числе основатель Ходживанка Ашхарбек Бебутов, генерал Василий Бебутов (ум. в 1858 г.), известный грузинский поэт, первый переводчик Пушкина на грузинский язык князь Михаил Туманов (ум. в 1875 г.), организатор грузинского театрального общества и Тифлисского политехникума, редактор газеты «Новое обозрение» князь Георгий Туманов (ум. в 1920 г.), герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг. генерал-лейтенант Никита Шахназарян, просветитель и меценат Исай Питоев (1904). Здесь же покоятся виднейшие общественные деятели и корифеи армянской культуры – филолог, врач, общественный деятель, исследователь и издатель песен Саят-Новы Геворг Ахвердян (1892), поэт Акоп Агабаб (1926), поэт, прозаик, публицист, педагог Газарос Агаян (1911), публицист, критик, литературный и общественный деятель, редактор газеты «Мшак» Геворг Арцруни (1892), великий армянский классик, поэт, прозаик, литературный и общественный деятель Ованес Туманян (1923), поэт и переводчик Александр Цатурян (1917), прозаик и публицист Церенц (1888), писатель и драматург Мурацан (1908), прозаик Нар-Дос (1933), художник Степанос Нерсисян (1884), прозаик и педагог Перч Прошян (1907), романист Раффи (1888), драматург и общественный деятель Габриел Сундукян (1912), гусан и поэт Дживани (1909), композитор, дирижер и педагог Макар Екмалян (1905), историк и археолог Александр Ерицян (1902), художник Вано Ходжабекян (1922), городской голова Геворг Евангулян (1901), один из основателей партии Дашнакцутюн Симон Заварьян (1913), командир Кери (1916), писатель Баграт Айвазян (1937), поэт Акоп Акопян (1937), один из известнейших художников-фресочников своего времени Нагаш Овнатан (1722), еще один представитель школы Овнатанянов - Мкртум (1846), актер, народный артист Армении и Грузии Исаак Алиханян (1946), актриса Ольга Майсурян (1931), народный герой Никол Думан (1914) и многие-многие другие. Так же заслуживают упоминание мавзолеи-усыпальницы, воздвигнутые на могилах Овсепа Ханунца (1904) и Смбата Тер-Аракеляна.


Поиски ходживанкских эпиграфий до первых десятилетий XIX века к ощутимым результатам не привели. Первым исследователем и издателем наследия Саят-Новы Г. Ахвердяном была опубликована эпиграфия супруги поэта, похороненной в Ходживанке: «Хроникона 456 (1768 г.). В сей могиле нахожусь супруга Саят-Новы Мармар, благословите». Профессор Л. М. Меликсет-Бек в 20-е годы прошлого века в старейшей части Ходживанка искал оригинал эпитафии жены Саят-Новы и не нашёл её, но он прочёл и опубликовал другую эпитафию на грузинском языке из той же старой части Ходживанка: «Здесь нахожусь жена протоиерея Мугнисской церкви Тер-Давида Мармара. Кто прочтёт - помяните. В лето 420-е (1732 г.)». Грузинские эпитафии из Тифлиса не свидетельствуют об огрузинивании части армян, скорее они служат доказательством приобщённости к грузинской культуре. Характерной иллюстрацией могут служить многие тексты надписей XVIII-XIX вв. Когда высекались строительные и поминальные надписи, составлялись родовые эпитафии, при выборе языка эти немаловажные моменты обязательно учитывались. Эпитафия похороненного в родовой усыпальнице Ходживанка Иосифа Бебутова выполнена на грузинском языке, эпитафия же находящейся рядом с ним супруги Мариам, дочери амилахвара Иосифа Корганова, представлена на двух языках - грузинском и армянском (оба надгробия находятся в Историко-этнографическом музее). Сохранился также текст эпитафии строителя и протоиерея церкви Эчмиадзнецоц Иоанна Воскерчянца, похороненного здесь же.

В XIX веке Тифлис становится центром развития культуры и общественной жизни армянства Кавказа. С целью сохранения чистоты и порядка, вокруг довольно разросшегося к этому времени Ходживанкского кладбища, в 1899 году была выстроена крепкая обводная стена. Каждый день, начиная с полудня, с кладбища слышалась красивая поминальная музыка.

Армяне с давних времен
приглашались грузинскими царями специально в качестве «градообразующего элемента», многие из них носили почетные звания «мокалаков», именно они развивали производство, торговлю, и другие городские структуры, без которых нормальный город существовать не может. И совершенно естественно, что где бы армяне не жили, они не теряли свою культуру, открывали школы, строили церкви, хранили свой язык и литературу. Они работали усердно, верой и правдой, имели, конечно, и кладбища, не сомневаясь в том, что после смерти удостоятся вечного покоя в соответствии с христианскими традициями благочестия. Но ожидания были обмануты: их могилы оказались временными.

С конца 20-х годов ХХ века по решению городских властей хоронить в Ходживанке практически прекратили. С 1934 года, после приказа небезызвестного Лаврентия Берии, кладбище начинали активно разрушать; были взорваны сооружения армянского монастыря Ходживанк, располагавшегося на кладбище, уничтожены все часовни и склепы (в работе, посвященной истории развития и застройки Тбилиси указывается, что церковь была разрушена по плану «перестройки города»). Могилы сравняли с землей; уникальные надгробные памятники, представлявшие поистине музейную ценность, в числе которых и камни усыпальницы армянского княжеского рода Бебутовых, были конфискованы советской властью и использовались грузинами в качестве строительного материала для подпорок стен, лестничных пролетов, стеновых оград и т. д. Были уничтожены богатые памятники из редких сортов мрамора и скромные надгробия бедняков, мраморные и каменные хачкары. Исчезли металлические решетки прекрасной кузнечной работы. Специальные бригады НКВД Грузии, подчиненные Берии, денно и нощно глумились над могилами, мародерствовали, выискивая драгоценности в усыпальницах. Кладбищенскую землю разровняли. Все это продолжалось до 1938 года. Так каменная летопись прекратила свое существование. Лишь небольшую часть захоронений удалось спасти, перенеся останки на другие (в основном, Петропавловское) кладбища. Были спасены, в частности, надгробие с могилы О. Туманяна и обелиск Раффи. Несмотря на обилие растительности, произвели дополнительные лесопосадки и вырубки, организовали дорожки. На плане города Тифлиса 1934 года место Ходживанка именуется – «Парк культуры и отдыха района 26-ти комиссаров». Но, в итоге, на месте кладбища появился тбилисский городской парк с издевательским названием «Дружба», в котором парапеты лестниц и обводные стены были выложены из украшенных орнаментами армянских надгробий, переломанных гробов, обломков могильных камней с вырезанными на них надписями. Множество надгробий, могильных плит и хачкаров телегами беспрерывно свозилось на строительство и оформление залов института истории Партии - филиала института Марксизма-Ленинизма, что на проспекте Руставели (ныне – здание грузинского парламента), другими, по большей части из черного мрамора, были «украшены» стены уборной в доме Берии по улице Мачабели 11 – известном, как здание ЦК комсомола Грузии. Указанные могильные камни и по сей день находятся там. Ограда, разделяющая территорию построенной в 1961 году средней школы №98 и водокачку, была полностью выложена из могильных камней, на большинстве из которых свободно читалась надгробная эпитафика. Позже здесь появились детский сад, окружной дом пионеров и школьников, столовая, бассейн. Часть надгробий использовалась для постройки ступеней в парке на острове Мадатена. Некоторые ходживанкские надгробия с фрагментами эпиграфий оказались вделанными в стену 7-ой эксплуатационной конторы ливневого и канализационного хозяйства на улице Лазаревской (ныне Месхишвили), школы на той же улице, а также в подборной стене госцирка Грузии. На надолбах лестницы, ведущей к находящемуся на правобережье Куры мемориальному комплексу «Дедаена» («Родной язык») и сегодня можно прочесть надписи с армянских надгробных плит. А на Циацановском подъеме (теперь – им. Бараташвили) ими был вымощен тротуар перед дворцом пионеров. Бесследно исчезли и огромный надгробный камень в виде утеса с могилы Григора Арцруни и могильный камень Газароса Агаяна, сделанный, как он и завещал, из обломка скалы с надписью «друг детей Газарос Агаян».

К сожалению, имевшиеся на кладбище памятники мемориальной архитектуры (прежде всего надгробия) и тексты существовавших эпиграфий до снесения не стали предметом специального исследования или хотя бы подробного описания, вследствие чего история города Тбилиси лишилась важного источника - материалов старого городского кладбища. Ни переписанные в 20-е годы и опубликованные в Вене А. Еремяном эпиграфии второй половины XIX и начала ХХ столетия, ни сохранившиеся отдельные ходживанкские надгробия в Историко-этнографическом музее г. Тбилиси не могут дать более или менее цельного представления о функционировавшем по крайней мере с XVI века кладбище. По словам того же Еремяна, «в Ходживанке имелись тысячи гранитных, мраморных скульптур и стел, тысячи коротких, но волнующих надписей, грустных стихотворений и четверостиший».

Итак, Ходживанк был разрушен. Но человеческая память невероятно сильна, и армяне стали посещать парк «Дружбы»: зная места захоронения своих предков, у деревьев ставили свечи в память усопших.

И только 17 марта 1962 года, чтобы подсластить горькую пилюлю, из собранных на территории бывшего кладбища надгробий был открыт символический Пантеон деятелей армянской культуры, где ныне находятся три десятка скромных могильных плит. В действительности же этот Пантеон – просто группа спасенных надгробий, и под большинством из них ничего нет. Ежегодно 13-14 апреля по инициативе армянского отделения союза писателей Грузии здесь проходят дни Памяти. В эти дни сотни учеников армянских школ Тбилиси, учителя, родители, горожане отдают дань уважения заслуженной памяти деятелей армянской культуры и искусства, возлагают венки, декламируют прозу и стихи армянских писателей. В этих торжествах также принимают участие и артисты Армянского государственного драматургического театра Тбилиси.

И хотя раны, нанесенные тифлисскому армянству, еще кровоточили, казалось, все кончилось – больше не будет актов безбожия и вандализма. Кости граждан старого Тифлиса смогут навсегда успокоиться. Но нищему, разоренному государству, держащему на голодном пайке образование, здравоохранение и армию, вдруг понадобилось строительство нового грандиозного храма. И не просто храма, а непременно самого большого на Кавказе – эдакого нового «чуда света». И в огромном городе для этого не нашлось иного места, чем священный для армян Ходживанкский холм (теперь – Элиа), где покоились кости уничтоженного большевиками Ходживанкского кладбища. Вероятно, оказалось недостаточно отнятых у армян, русских и греков десятков разнообразных храмов. К слову сказать, к этому моменту одна церковь под названием Самеба (Троица) в городе уже имелась – это была отобранная у русских Троицкая церковь.

И в 1994 году началась новая серия надругательств над бывшими гражданами города. Авлабарское армянство с самого начала было введено в заблуждение. Говорилось, что грузинская церковь будет построена возле кладбища, и захоронений не заденут. Первоначально умолчали и об огромных размерах будущего «святого» храма. Таким образом, согласно новой технологии изощренного вандализма, останки армян - граждан города - лишились своего последнего приюта, останки тех самых граждан, которые на протяжении столетий жили и творили во имя экономического развития, благоустройства и украшения родного для них города. Первым делом была снесена выстроенная из надгробных плит обводная стена «парка Дружбы». Ее заменила новая – бетонная. Вывалившиеся из разрушенной старой стены надгробия спешно утащили. Под строительство была занята гигантская территория. За этим 28 октября 1995 года последовало торжественное и шумное шествие патриарха Илии и официального руководства Грузии в армянонаселенный квартал. Они появились вовсе не для того, чтобы на месте Ходживанкского кладбища открыть, что было бы справедливо, обелиск для увековечения памяти пострадавших в 30-е годы - живых и мертвых. С благословения Илии, точно в том месте, где стояла взорванная церковь Сурб Аствацацин, был освящен закладной камень и дан старт «богоугодному делу» - строительству грузинской православной церкви Самеба. Официальная грузинская пресса по этому поводу разразилась серией восторженных публикаций. Так, в газете «Тбилиси» от 8 февраля 1996 года была напечатана статья под заголовком «Самая высокая в Грузии». Помимо слов о том, что будущий храм будет «символизировать идею объединения грузинской нации», автор раскрыл и несколько тайн, тщательно скрывавшихся властями от тифлисского армянства. Выяснилось, что на начальном этапе церковь планировалось строить в элитном районе Ваке, и место строительства даже успели освятить. Но позднее решили, что означенный район для такого огромного сооружения будет тесен. К слову сказать, к этому времени в Тбилиси уже строились несколько православных объектов, в их числе кладбищенская часовня во дворе Госуниверститета и грузинская церковь на месте разрушенной армянской Хрештакапетац на Мейдане.

В этой связи нужно напомнить, что тот же патриарх всея Грузии непосредственно перед закладкой фундамента кафедрального собора счел своим долгом пригласить в Ходживанк католикоса всех армян Гарегина I-го с целью ознакомить его с проектом храмового комплекса и выяснить позицию главы Армянской Апостольской Церкви по столь щепетильному вопросу. Теперь сложно сказать наверняка, какой практический смысл могла иметь эта встреча в случае, если бы Гарегин I-ый выразил свое несогласие. Но, заявив, мол, «сие есть ваша территория и вы вольны поступать с ней, как считаете нужным», он, тем самым, как полагают многие тбилисские армяне, дал добро на строительство «храма на костях».

С первых минут и все то время, пока шло строительство, а шло оно быстрыми темпами и с грандиозным размахом, были осквернены тысячи и тысячи могил, в отвалах земли можно было найти то, что осталось от захоронений прошлых веков. Помимо обломков высыпанных из самосвалов орнаментированных базальтовых надгробий, из слоя земли торчали переломанные части человеческих костей – тазовых, берцовых, черепов, ребер, позвонков, челюстей. Все эти останки, вперемешку с пустыми консервными банками, тряпьем и другим бытовым мусором являли собой поистине ужасающее зрелище. Люди, собиравшие дрова на месте разоренного парка, все чаще вместо срубленных ветвей натыкались на человеческие кости. Но соединение набожности и кощунства никого не тревожило - за несколько лет строительства кафедрального собора никому и в голову не пришло перезахоронить останки. Тонны человеческих костей в качестве самого обыкновенного строительного мусора были перевезены на городскую свалку. По свидетельству очевидцев, кости грузились в кузова самосвалов, как обычный грунт или мусор. Что касается могильных плит, то их – валяющиеся, где попало, можно было видеть на всей территории огромной стройки и ее окрестностей, даже на Авлабарской площади и в прилегающих дворах. Например, надгробная плита с надписью «Григорий Долуханов (1800-1881 гг.)» несколько лет провалялась прямо напротив здания Армянского театра, и никто этого не хотел замечать. Действующие в Тбилиси многочисленные армянские организации были настолько заняты выяснением отношений между собой, что просто не располагали временем обращать внимание на подобные мелочи. Возмущались только рядовые тбилисские граждане. Несколько женщин в первые дни строительства в знак протеста сидели в яме, отрытой экскаваторами, стараясь защитить останки своих соотечественников и родных. Но этого сопротивления было попросту недостаточно. Единственное, что оставалось делать - с болью следить за земляными работами, да в целях сохранения, перевозить вырванные из земли надгробия во двор действующей церкви Сурб Геворг.

Однако недовольство и многочисленные протесты армянского и русского населения Грузии были настолько сильны, что преступное строительство на какое-то время приостановилось. Но католикос Илия решил добиться своего любой ценой. Ведь помимо строительства православного храма на кону стояла и вторая его заветная цель – уничтожение следов армянского присутствия в Тифлисе. А где еще, как не на кладбище, искать эти красноречивые следы? Совершенно очевидно, что Илия II-ой уже давно ведет целенаправленную политику по уничтожению армянских исторических памятников по всей территории Грузии. Везде, где обнаруживается хоть одна армянская буква, она тут же спешно затирается. Вероятно, и целью его визита в Армению было - сгладить протест тбилисских армян и «согласовать» преступное строительство. Неизвестно, как католикос Илия уговаривал католикоса Гарегина I-го дать это согласие, но на сцене ереванской филармонии можно было наблюдать обнимающихся и целующихся католикосов. И с июня 1997 года строительство Самебы возобновилось. Как свидетельствуют очевидцы, на их возмущение производителями работ был дан ответ примерно такого содержания:

«От Северного Кавказа до Германии кругом сплошные захоронения погибших во второй мировой войне. Но взгляните, какие на этих землях теперь высятся города! А здесь времени прошло даже больше, и покойники давно превратились в прах, так что уже можно строить то, что мы задумали. Никакого греха в строительстве собора нет. А вообще, это – наша грузинская земля, если не нравится – езжайте к себе на родину и оставьте нас в покое».

Вокруг строящейся церкви появились целые холмы из черепов и костей
Вытащенные из земли надгробия, которые грузили в самосвалы и увозили

Информационная служба Эчмиадзина согласие Гарегина на подобное строительство объявило несоответствующим действительности и вымышленным. Однако, факт остается фактом: 12 июня 1997 года грузинский патриарх Илия II-ой, вернувшись из Армении, сообщил по телевидению, что 15 июня церковь Самеба будет освящена им лично, а также во всеуслышание объявил, что это «богоугодное дело» приветствовал и армянский католикос Гарегин I-ый. И действительно, 15 июня состоялось пышное торжество, на месте уничтоженной церкви Сурб Аствацацин был установлен крест, а место строительства освящено вторично - теперь уже в присутствии президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе. Были принесены в жертву волы, мясо которых роздали собравшимся. Понятно, что во всей этой истории удивительно не поведение грузинских президента и патриарха. Их антиармянская политика известна давно. Удивляет молчание нашего президента и имевшее или не имевшее место (хотя, какая теперь разница?) благословение нашего католикоса. Удивляет, хотя, казалось бы, пора уже и перестать удивляться. Ну да Бог им всем судья...

Все то, что произошло с Ходживанком имеет вполне конкретное определение - вандализм. Причем вандализм государственный. И совершен этот акт вандализма был в столице государства, именующегося на словах правовым и демократическим. Причем заметим, что в грузинской столице могилам грузинских общественных деятелей абсолютно ничто не угрожает. Развитию Тбилиси мешают исключительно армянские усопшие. Нам непонятно одно: при всей своей ненависти к армянам, неужели сложно было все эти останки хотя бы цивилизованно ПЕРЕЗАХОРОНИТЬ в любом другом месте?! В конце концов, отправить, как ненужный демократической Грузии, израсходованный материал, в Армению. Но, как бы то ни было, строительство продолжилось.

Так, на месте княжеской усыпальницы над ветхим одноэтажным Авлабаром на Ходживанкском холме взгромоздился кафедральный собор Святой Троицы. Самый высокий на Кавказе. Колоссальное строение поражает воображение и пугает своей масштабностью. Вовсе не обязательно быть провидцем, чтобы предсказать будущее и огромной территории, прилегающей к храму: это будет город в городе, эдакий картвельский Ватикан. Здесь же, на армянских костях, возведена духовная семинария, строится новая резиденция патриарха всея Грузии, рядом, на Авлабаре, находится и новая резиденция грузинского президента.

23 ноября 2004 года в Тбилиси состоялось освящение кафедрального собора во имя Святой Троицы, возведенного в ознаменование 2000-летия христианства.

Несомненно одно. Храм, который построен таким преступным образом, принесет Грузии не славу, а вечный несмываемый позор. Какое бы оправдание ни придумали себе строители нового храма, и как бы ни называли его грузинские богопочитатели, на нем будет лежать вечное проклятие тифлисских граждан-армян и их потомков, а в историю он войдет не иначе как «храм, возведенный на костях армянских граждан Тифлиса». О том же говорят и различные мистические происшествия вокруг нечестивого храма. Неоднократно водружаемый на куполе громадных размеров крест во время строительства постоянно падал. А это, как полагают многие, – было знамением. Еще пример. 25 декабря 2002 года, в день празднования 25-летия патриаршей интронизации предстоятеля Грузинской православной церкви Илии II-го, в строящемся храме состоялось первое богослужение. В этом богослужении участвовала и делегация Московского патриархата во главе с митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом. Так вот, по возвращении в Россию, митрополит Питирим стал угасать и в скором времени скончался. Такая же судьба ожидала и участвовавшего в освящении Самебы председателя правительства Грузии Зураба Жванию, который после этого события прожил всего два месяца и умер при загадочных обстоятельствах.

А что же патриарх-разрушитель Илия? С ним все хорошо:

«Мое духовное воспитание происходило в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, под покровительством преподобного Сергия Радонежского. Восемь лет, проведенных в Московской духовной семинарии и затем академии, оставили глубокий след в моей душе, в моей жизни. Я прошу господа, чтобы наступил такой день, что Грузия будет опять единой. Мы должны трудиться, сеять добро на нашей родине. Храм Самеба является символом силы Грузии. Я часто говорю, что он является автопортретом грузинского народа. Вот такая красивая душа у грузинского народа».

Что ж, символ силы, автопортрет народа и его красивая душа. Точнее и не скажешь!


Спасенные надгробия во дворе Сурб Геворга

Сегодня от большого армянонаселенного района и кладбища Ходживанк практически ничего не осталось. Нынешний Пантеон армянских писателей - это лишь клочок земли, и сейчас в Пантеоне покоятся останки немногих деятелей культуры. Здесь отметим, что на протяжении последних лет, и он также подвергся целой серии надругательств и издевательств со стороны безвестных «хулиганов». Так, в 2001 году группой неустановленных лиц на кладбище был совершён очередной акт вандализма и святотатства по отношению к армянским захоронениям. Были разбиты и разбросаны надгробья, сорваны и похищены таблички с них, украдены мраморные плиты с семи могил деятелей армянской культуры. Злоумышленниками также был перевернут постамент на могиле Раффи. Что касается многострадального постамента, то его давно уже можно назвать излюбленным местом игрищ грузинских недоносков: помимо регулярных опрокидываний самого постамента, портрет писателя постоянно служит мишенью для тренировки навыков меткости стрельбы резвящихся местных недорослей. Все это происходит, несмотря на то, что пантеон, согласно законодательству Грузии, находится под покровительством государства, подобно аналогичному пантеону грузинских писателей. Но, как это не покажется удивительным, помимо грузинских светских и церковных властей, мемориал пострадал и от действий тех, кто называет себя союзом армян Грузии.

После святотатственного погрома кладбище (а вернее то, что в результате предыдущих надругательств от него осталось) нужно было восстанавливать. За это взялись мэрии Еревана и Тбилиси, а также грузинские армяне. Союз армян России объявил о том, что выделяет 100 тысяч долларов на эти цели. Армянскими архитекторами был разработан план восстановления, составлен проект. Но тут инициативу взяли в свои руки предприниматели Генрик Мурадян, Ван Байбурт и другие господа из союза армян Грузии, поддерживаемые армянским посольством в этой стране. Сначала, «в знак солидарности с грузинским народом», они демонстративно отказались от финансирования российскими армянами, затем отстранили от проекта другие армянские организации и армянскую общественность, полностью изменили и извратили первоначальный проект реконструкции. Как результат,
уникальный по своей исторической значимости Пантеон восстановлен с грубыми отклонениями от проекта и вопиющими нарушениями технологии проведения строительных работ.

К сказанному можно добавить, что в городе, немалый процент жителей которого составляют армяне, ни в одном путеводителе по городским достопримечательностям вы не найдете Пантеон Ходживанка, да и вообще, ни одного армянского архитектурного памятника или церкви. Это – политика грузинского государства.


В настоящее время в Грузии продолжается махровый вандализм и грубейшее богохульство, ибо как еще назвать систематическое уничтожение и расхищение церквей и кладбищ, принадлежащих соседнему народу. Но эта азбучная истина, похоже, неведома церковному руководству Грузии. Да и сам грузинский народ, видимо, не может, или попросту не хочет разобраться в азбуке элементарной общечеловеческой морали и благочестия. К нашему глубокому сожалению, ни армянские власти, ни соответствующие ведомства, ни Армянская Апостольская Церковь по настоящему активных действий по пресечению творящегося в Грузии государственного беспредела не предпринимают. И история строительства грузинской церкви Самеба на месте исторического армянского кладбища Ходживанк в этом плане более чем показательна.

Продолжение следует...

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
javakhk
Jan. 4th, 2009 10:13 am (UTC)
Даа… фото Самебы на фоне человеческих костей… Ну или человеческих костей на фоне Самебы просто убивает…
javakhk
Jan. 4th, 2009 10:50 am (UTC)

“Драйв” от бульдозера…


> принесет не славу, а вечный несмываемый позор


Вот именно! Именно то, что этому храму суждено будет веками быть символом Грузии, для грузин самих совсем нежелательно иметь такой background с фотографиями открытых костей под небом… Если бы они с уважением перезахоронили бы эти кости в другом месте, то освободили бы Самебу от нелицеприятных разговоров в будущем.


Разве русским было бы хорошо, если, допустим, по всему интернету были бы рассказы и фотографии о том, как бульдозерами переворачивали могилы и на на человеческих костях (неважно каких: еврейских, чеченских, татарских…) строили собор Христа-Спасителя?

javakhk
Jan. 4th, 2009 10:51 am (UTC)

Видимо многие грузины так по-горло сыты армянами, так удручены армянским происхождением Багратионов, так комплексуют из-за обилия армянского культурного наследия в Грузии, что чувствуют своеобразный “драйв” смотря как бульозерами “стирают” Армянство в Тифлисе. И этот “драйв” сильнее логических аргументов о предпочтительности цивилизованного перезахороненния… Кое кто получает “драйв” от нового BMW-5, а кое-кто от бульдозера над армянскими могильными плитами. И отец Тариель на Норашен тоже с бульдозером пошел. Видимо не случайное совпадение…

pandukht
Jan. 4th, 2009 10:56 am (UTC)
Но теперь, Джавахк джан, надеюсь, ты понимаешь, что наказывать таких, как Тариел никто и ни за что не будет. Могут наказать разве что за то, что, несмотря на все его старания, армянский храм все еще остается армянским...
javakhk
Jan. 4th, 2009 11:07 am (UTC)
Այո, բայց դրանից չի հետեւում, թէ այլ անելիք չկա: Պետք է ոչ միայն ինֆորմատիվ նյութեր ունենալ (տարբեր լեզուներով), այլեւ այս իրավիճակը հասցնել հայաստանյան մասսաներին: Թէ չէ տարբեր պասաժիրներ Երեւանում մեկ էլ տեսար տարրօրինակ մտքեր են արտահատում…
pandukht
Jan. 4th, 2009 11:41 am (UTC)
Անկասկած:
ex_daikide
Mar. 13th, 2009 12:31 pm (UTC)
Esli chesto Gruzinam Armyane globoko bezrazlichni. Govoru eto kak Gruzin. Vi nas ne interesuete prosto.

Jivete u nas - Jivite, radi boga. No naezdov i xamstva ne nado tem bolee chto mi eto chut li ne edinstvennaya strana s kotoroi u vas bolee menee normalnie otnasheniya. (I eto MI tak hotim kstati, predlogau vam eti otnasheniya uberech ot glupostei)

Skolko Gruzin v Armenii - ?

Skolko Armyan v Gruzii - ?

Tak vot dorogie, vas NIKOTO ne gonit, esli vi sami sebya ne zagonite v ugol, k vam ploxo nikto otnositsya ne budet, no ne nado tut nam vshakoi chepuxi o tom chto chtobi mi tolko ne postroili v svoei sytrane obezatelno eto lkibo na Armyanskix libo na kakixoto tam osetinskix "kostyax".

Reshenie vashe, pishu vam kak drug a ne kak vrag.
athanatoi
Jan. 4th, 2009 12:22 pm (UTC)
Кстати по ходу строительства рабочие из могил достали уйму золота и распределяли между собой
pandukht
Jan. 4th, 2009 12:33 pm (UTC)
Не сомневаюсь...
karen_aghekian
Jan. 6th, 2009 04:52 pm (UTC)
Уважаемый pandukht. Тема очень интересная.
Могли бы вы связаться со мной по адресу журнала АНИВ, который есть в моем profile?
ex_daikide
Mar. 13th, 2009 12:26 pm (UTC)
Dorogie Armyane, uspokoites pojaluisto. :)
armeniaforever
Jun. 12th, 2009 09:51 am (UTC)
Pandukht - information need
Dear Pandukht,

Буду признателен, если объясните - что за "остров Медатена" указан в статье <Армянские храмы и захватническая политика Грузинской православной церкви. Глава 9>
>>>>Часть надгробий использовалась для постройки ступеней в парке на острове Медатена.

Я хочу использовать выдержки из этой статьи для моей книги, хотел бы знать на кого сылаться, кто автор? Так и указать - Livejournal:Pandukht?
pandukht
Jun. 12th, 2009 03:47 pm (UTC)
Re:
Это так называемый Мадатовский остров, который в 30-е годы прошлого столетия во время реконструкции набережных Куры был засыпан.А назывался так он по имени владельца острова - армянского генерала Мадатова.
armeniaforever
Jun. 14th, 2009 07:16 am (UTC)
"Мадатовский остров"
Dear Pandukht, спасибо за разъяснение: "остров Медатена" - "Мадатовский остров".

МАДАТОВ Валериан Григорьевич (1782-1829) - "Генерал Овеянный Славой" - выдающийся сын Армении. Генерал-лейтенанта Русской армии, Князь. Герой Отечественной войны 1812 г. и "замирения" Кавказа. Родился 18(31)мая 1782г. в Карабахе/Арцах (близ г. Шуша), в небольшом селении восточной части Армении.

По соизволению Николая I - прах генерал-лейтенанта Мадатова упокоен в Петербурге в стенах Александро-Невской лавры рядом с могилами выдающихся русских деятелей, включая А.Суворова (армянина по матери - Манукова).

Портрет Мадатова занимает достойное место в Военной галерее Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, рядом с портретами других героев Отечественной войны 1812г. В "Энциклопедии военных и морских наук", изданной в конце прошлого века, отмечалось, что это был "генерал той суворовской школы, которая дала русской армии Багратиона, Милорадовича, Ермолова, Дениса Давыдова, Котляревского".

Жена князя В.Г.Мадатова - Софья Александровна Мадатова (княгиня, урождённая Муханова; 1787-1875. Она, благоговея перед памятью своего мужа, Мадатова составила при содействии М.Р.Коцебу, А.С.Хомякова и И.М.Бакунина книгу "ЖИЗНЬ ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА КНЯЗЯ МАДАТОВА" (СПб.,1837;3-е изд. 1874). Была фрейлиной императрицы Елизаветы Алексеевны. Её воспоминания были напечатаны в "Русской старине" (1884,т.44). Помимо этого, ей принадлежит статья: "КНЯЗЬ В.Г.МАДАТОВ" (ib. 1873, т. VII). Письмо к ней императрицы Елизаветы Алексеевны - там же (1877, т. XX).

Выражение "Я был в деле с князем Мадатовым" означало: "Я был впереди и ближе прочих к противнику".

На Кавказе Мадатов пробыл 11 лет, будучи одним из наиболее деятельных помощников Ермолова. Помимо руководства боевыми операциями он много занимался организацией мирной жизни горцев.

"Женщина в Карабахе может ходить безопасно с золотым блюдом на голове" - такая пословица сложилась у горцев при Мадатове.

Когда началось бегство наполеоновской армии из России, Мадатов принял самое деятельное участие в преследовании и истреблении неприятеля. Он блестяще выполнил эту задачу, захватывая ежедневно сотни и тысячи пленных и неутомимо преследуя противника до самой Вильны. За эти бои он получил вторую золотую шпагу с надписью: "За храбрость". В сражении под Калишем (Польша) его кавалеристы стремительно атаковали саксонские войска и обратили их в бегство; за пленение колонны генерала Ностица Мадатов был награжден орденом святого Георгия 3-й степени. Мадатов участвовал в боях за Дрезден, в сражениях при Лютцене и Бауцене. В генерал-майоры был произведен после сражения под Лейпцигом, во время которого, раненный в руку, он не сошел с коня до конца боя. О его храбрости и необычайной быстроте действий знала вся армия. Жители города Галле, куда он приехал лечиться после ранения, несли его на руках до отведенного ему дома. Едва поправив здоровье. Мадатов вернулся в армию к моменту торжественного вступления русских войск в Париж (март 1814г.).

Во время похода Наполеона в Россию 1812, 28-тысячным авангардным кавалерийским корпусом французов командовал армянин из Карабаха МЮРАТ. По иронии судьбы Мюрат потерпел поражение под Тарутино (от российского генерала - тоже армянина, тоже из Арцаха/Карабаха – легендарного генерала МАДАТОВА) и едва избежал плена. МЮРАТ — Джошим Мурат/Мюрат (Оваким МУРАДЯН)—французский военачальник, зять Наполеона I, маршал Франции с 1804, участник революционных и наполеоновских войн. Родился в 1767г. в селе Кркжан Аскеранского района Нагорного Карабаха. Будущего фельдмаршала Мюрата при рождении крестили как Оваким МУРАДЯН.
Мадатов в 826 разбил персов при Шамхоре, вытеснил Назар-Али-хана из Елизаветполя и помог Паскевичу одержать победу над шахом Аббас-Мирзоем и занять крепость Шушу. За эту победу Мадатов был произведен в генерал-лейтенанты.

Он одержал над турками (в европейской части Турции) две блестящих победы, около Правод и под Шумлой. 2 сентября 1829г. потерпевшая поражение Турция подписала Адрианопольский мирный договор.

Солдаты любили Мадатова и доверяли ему: "Мы знаем, -говорили они,- что с ним ни один человек даром не пропадет".
(из книги А.Сюни "Стержень Свободы: ArmeniA_Forever")
(Anonymous)
Sep. 15th, 2010 03:14 pm (UTC)
moi daragie armenini, ne nado na nas lezt! a eto xarasho kogda unas atdixat priejaiut iz armeni i na nix nadeta maika nadpisaiu"russia", vot esli ia kvam priedu v gosti i vruke derjat budu azerbaijanski flag eto vam ponravitsia? isho raz povtariaiu ne nado lezt na gruziu esli ne xatite poluchit blokado i izalaciu s astalnim mirom. s dobrimi pojelaniami
(Anonymous)
May. 3rd, 2011 08:22 am (UTC)
seomaestro
Шикарный пост! Очень понравился)
filosof75
Jun. 7th, 2011 12:37 pm (UTC)
Kak mogli primeniatsa kamni nadgrobiy pri stroitelstve lestnici na ostrove , esli plan rekonstrukcii Tbilisi nachalsa - po vashim dannim - v 36 godu , a sam ostrov bil zasipan v 30 godu ? Institut mar4ksizma -leninizma - eto ne zdanie tepereshnego parlamenta , eto sovershenno drugoe zdanie. Privedennie fotografii s iamami , polnimi kostei - ETO NE S KHODJEVANA !!! I eshe - v vashem tekste STOLKO istoricheskix netochnostei , chto mojno napisat 3 statii. Kstati , o patriarxax - glavnim patriarxom -razrushitelem iavlialsa vash Garegin 1, pisavshiy obrashenie k Gorbachevu i blagoslovivshiy voinu v Karabaxe. O tom , kogo priglashali gruzinskie cari i kak , pomolchali bi , a uj pochetnie doljnosti , pokupaemie armiashkami u turkov i persov , kogda oni zaxvativali Gruziu - ne schest !!! A skolko raz prodajnie armoiane otkrivali nochu pesam dveri krepostei !!! A pomosh armian v rezne gruzin v Abxazii !!! Tak-chto sovsem ne uvajaemie , dermovie armiane - ne nravitsa - valite ka vi tuda , gde luchshe , uj ciganstvo u vas v krovi , kak tarakani nabegaete tuda , gde jit xorosho.
(Anonymous)
Aug. 24th, 2011 11:11 am (UTC)
azeris
Ya sovershenno s vami soglasen. I voobshe tbilisi eto iskonnaya chast territorii Azerbaijana,
(Anonymous)
Jul. 2nd, 2011 07:01 pm (UTC)
Armen Dadian
Ia xochu znat eto pravda chto gruzia eto armianskaia teritoria? I shota rustaveli toje armianin? i eshe govoriat vino v gruziu vosho iz armenii. I eto pravda chto datranian toje armianin? i govoriat chto vse gruzinskie cerkvi v armenii ochen ochen uxojennie. Sovsem zabil cavatanem-jan ia znaiu chto armiane ochen lubiat gruzin i vse gruzinskoe. eto pravda?
(Anonymous)
Aug. 24th, 2011 11:01 am (UTC)
dorogie
Dorogie armiani, nu zachemu abijaiti nash gruzinski narod. Nu tam neskolko tserkvey vzarvali, neskolko kladbish tuda-suda exkavatorom sdelali, zato vashi turisti k nam priezjayut na more atdikhat. Chto tut plaxovo?
( 20 comments — Leave a comment )

Latest Month

August 2014
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow